Неделя в науке: лягушки-невидимки и 155 новых генов у человека

Пока они дремлют, несколько стеклянных лягушек сливаются с нижней стороной листа, за исключением темных пятен их внутренних органов.

Фото Jesse Delia.

Фото МИСиС.

Десятилетие науки и технологий в нашей стране должно помочь россиянам вновь влюбиться в науку. Благо, современная наука умеет поражать воображение. Предлагаем вашему вниманию обзор недели, в котором мы собрали самые интересные открытия и достижения учёных России и мира.

Лягушки умеют становиться невидимыми

Стеклянные лягушки имеют прозрачную кожу. Из-за этого мы можем видеть их кости и как бьётся их сердце.

Но недавно зоологи обнаружили стеклянных лягушек, которые могут становиться полностью прозрачными, когда они засыпают и могут пасть жертвой паука или змеи.

Это позволяет лягушкам сливаться с фоном – листьями, на которых они отдыхают. Они начинают выглядеть как капли росы.

Как оказалось, секрет в том, что они прячут почти все свои красные клетки крови (эритроциты) в печени. По сравнению с другими древесными лягушками, которые могут хранить только около 12% эритроцитов в своей печени, стеклянные лягушки могут спрятать в ней колоссальные 89% эритроцитов.

Как земноводные это переживают, пока не понятно. Ведь фактически их кровь не доставляет кислород к органам 12 часов в день.

В России создан квантовый процессор на четырёх кубитах

Уникальное достижение в области квантовых технологий: учёные МИСИСа и МФТИ провели квантовые расчёты с помощью системы, состоящей из четырёх кубитов.

Кубиты, или квантовые биты, интересны тем, что они могут принимать значения не только 0 или 1, как классические биты, но их обоих. Из-за этого очень значительно повышаются вычислительные мощности машин на основе кубитов.

Однако, чем больше кубитов в системе, тем сложнее поддерживать систему в рабочем состоянии, управлять ею и устранять ошибки. Поэтому учёные только учатся оперировать большим количеством кубитов.

Технологи из МФТИ создали для нового квантового процессора квантовые микросхемы, а специалисты МИСИС написали программный код.

Теперь отечественный квантовый процессор на четырёх кубитах позволяет проводить сложнейшие вычисления за доли секунды и практически без ошибок.

Это достижение прокладывает дорогу к разработке ещё более мощных квантовых вычислительных комплексов в России. В них должно быть задействовано 8 и более кубитов.

155 новых генов у человека

Учёные нашли в геноме человека 155 новых генов, два из которых оказались уникальными для человека.

Последние появились в теле людей и обрели важную функцию уже после нашего разделения с нашими ближайшими родственниками по эволюционному древу – шимпанзе.

Что интересно, образовались они из так называемой мусорной ДНК. Некоторое время назад считалось, что она не даёт никакой пользы организмам.

Открытие означает, что организм человека продолжает порождать новые гены, а значит, эволюционировать под влиянием среды, диеты и болезней. Несомненно, он будет адаптироваться и далее даже в технологически продвинутом мире.

8 стаканов воды в день — это миф?

Сколько воды на самом деле нужно человеку? Два литра в день?

Широко известна рекомендация выпивать восемь стаканов чистой воды ежедневно. При этом мы не учитываем ту воду, что мы получаем с пищей.

Однако новое исследование показало, что потребности в воде у разных людей разные. А значит, мы не можем придерживаться какого-то единого для всех стандарта.

Учёные из США измерили, сколько воды на самом деле потребляют люди в течение дня.

Участники исследования пили специальную "меченую воду" — в ней атомы водорода и углерода немного отличались от обычных. Так учёные смогли отследить, как быстро вода с меткой покидает организм испытуемых.

Оказалось, что мужчинам в среднем требуется на поллитра воды больше, чем женщинам. В то же время любители спорта выпивают на целый литр воды больше, чем остальные.

Разные люди могли выпивать от одного до шести литров жидкости.

В итоге учёные признали лучшим ориентиром чувство жажды. Пейте столько воды, сколько требует именно ваш организм.

Рождение ребёнка меняет структуру мозга

Ранее учёные из Нидерландов выяснили, что беременность меняет мозг женщин. И эти изменения сохраняются в течение нескольких лет после рождения ребёнка.

Ключевой вывод учёных тогда состоял в следующем: в мозге будущих мам становится меньше серого вещества. Это происходит под воздействием гормонов беременности.

Новое, более крупное исследование подтвердило прежние выводы и дополнило их. К примеру, стало известно, что в мозге беременных повышается взаимосвязь между рядом систем.

Это говорит о том, что женщина начинает относиться к будущему ребёнку как к отдельной личности.

Также учёные выяснили, что в гиппокампе при беременности объём серого вещества увеличивается. Этот отдел мозга участвует в процессах обучения и запоминания. Возможно, это говорит о подготовке мозга к роли родителя.

Кстати, опыт рождения ребёнка отражается и на мозге мужчин. Исследователи обнаружили, что мозг молодых отцов начинает лучше обрабатывать визуальную информацию.

Более стройными становятся и процессы, связанные с вниманием и сопереживанием.