Геология и науки о Земле 4 месяца назад

Правда ли, что ядро Земли начало вращаться в другую сторону?

Некоторые исследователи-геофизики скептически относятся к результатам этой работы.

Фото Unsplash.

Объясняем, что могло произойти в земных недрах и почему новостные заголовки не всегда отражают реальность.

Китайские ученые заявили, что внутреннее ядро Земли недавно перестало вращаться. Более того, возможно, оно вообще теперь вращается в другую сторону.

Здесь нужно сразу отмести мысли о том, что мир переворачивается с ног на голову. Новостные заголовки могут сильно отличаться от того, что исследователи выяснили на самом деле.

Авторы новой работы пришли к действительно неожиданному выводу. Они пишут, что ядро Земли перестало вращаться примерно в 2009 году, но добавляют: относительно поверхности планеты и в рамках многолетнего цикла.

То есть со временем горячее сердце Земли все-таки "встанет на место".

Ученым приходится изучать земные недра косвенно, по изменениям магнитного поля, составу древних кристаллов или по тому, как сейсмические волны от землетрясений проходят сквозь Землю.

Это помогло геологам узнать уже многое о строении нашей планеты. К примеру, то, что внутреннее ядро может состоять из сплава железа и никеля, а внешнее ядро – в основном из железа.

Внутреннее ядро представляет собой относительно твердый металлический шар, и оно "плавает" в жидком внешнем ядре. Поэтому его вращение может не совпадать с вращением остальных частей планеты.

В разное время ядро может мчаться быстрее поверхности планеты или отставать от нее. Но в любом случае разница скоростей будет ничтожна.

Однако со временем эта разница может накапливаться, так что ядро может начать смещаться относительно поверхности на десятки километров в год.

Это значит, что ядро Земли не начало вращаться в другом направлении. Его вращение лишь замедлилось относительно поверхности.

По словам исследователей, все это – часть 70-летнего цикла. Они утверждают, что нашли доказательства того, что предыдущий разворот происходил в начале 1970-х годов.

Авторы работы ссылаются на то, что их вычисления совпадают с другими изменениями земных циклов, такими как магнитное поле и продолжительность дня.

Новое исследование было опубликовано в научном журнале Nature Geoscience.

Ранее мы рассказывали о том, как человеческая деятельность привела к смещению северного полюса Земли.

Больше важных и интересных новостей из мира науки вы найдёте в разделе "Научпоп" на медиаплатформе "Смотрим".