ВИЧ и СПИД 3 месяца назад

Пересадка стволовых клеток спасла от ВИЧ ещё одного пациента

53-летний мужчина стал третьим пациентом, который успешно прошёл многообещающую терапию. Правда, избавление от болезни заняло много лет. И всё же теперь результаты показывают, что пациент полностью выздоровел!

Учёные сообщают о новом случае спасения 53-летнего мужчины от ранее неизлечимого заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека.

Диагноз был поставлен этому пациенту в 2008 году. В январе 2011 года у него также был диагностирован острый миелоидный лейкоз. 9 лет мужчину лечили от лейкоза с помощью трансплантации стволовых клеток. Параллельно учёные фиксировали стойкое подавление ВИЧ в организме мужчины.

Международная группа исследователей отмечает, что это третий случай устойчивой ремиссии ВИЧ после знаменитых "лондонского" и "берлинского" пациентов, которые прошли аналогичное лечение.

В ходе трансплантации стволовых клеток мужчина также получил костный мозг от донора с мутацией рецептора CCR5 в гене HIV-1, который делает клетки устойчивыми к ВИЧ-инфекции.

После нескольких лет лечения от рака вирус перестал обнаруживаться в клетках крови пациента, поэтому медики в 2018 году отменили антиретровирусную терапию. Они хотели посмотреть, вернётся ли инфекция. Но ремиссия у пациента продолжалась ещё четыре года.

Хотя терапия стволовыми клетками — рискованная процедура, команда учёных считает, что проделанная работа однажды откроет путь к лечению ВИЧ.

Уже около 30 лет известно, что некоторые люди устойчивы к ВИЧ-инфекции, потому что в их клетках отсутствуют рецепторы CCR5. Другими словами, ВИЧ не может "открыть дверь" и войти внутрь клетки. Соответственно, он не может заразить клетку и начать размножаться в организме за счёт ресурсов наших клеток.

Исследования показывают, что трансплантация стволовых клеток крови от ВИЧ-устойчивого донора приводит к развитию у ВИЧ-положительного пациента новой иммунной системы, устойчивой к вирусу.

Добавим, что за последние 10 лет исследования стволовых клеток и технологии редактирования генов (такие как CRISPR) значительно продвинули медицинскую науку.

Теперь можно создавать устойчивые к ВИЧ стволовые клетки, вместо того чтобы собирать их у доноров с редкой мутацией.

Прогресс в борьбе со СПИДом — это всегда хорошие новости, однако исследователи напоминают, что частицы вируса могут скрываться от иммунитета в тканях организма. То есть их отсутствие в образцах крови пациента не гарантирует, что инфекция снова не заявит о себе через несколько лет.

Таким образом, пока неясно, можно ли этот тип терапии рассматривать как "излечение" на всю жизнь. К тому же риск передачи ВИЧ другим людям, хотя и чрезвычайно низок, но он никогда не будет нулевым, если пациент проходил только терапию стволовыми клетками и не принимает стандартные лекарства для подавления этого опасного заболевания.

Добавим, что в 2022 году стало известно о четвёртом пациенте, получившим терапию стволовыми клетками от рака крови и ВИЧ. На момент публикации исследования ВИЧ-инфекция не определялась в его крови в течение 17 месяцев.

Ранее мы писали о вакцине от ВИЧ и как учёным удалось вырезать ВИЧ из геномов больных мышей. Кроме того, в 2021 году стало известно, что у многих людей в Конго есть устойчивость к ВИЧ-инфекции.

Также мы рассказывали о новом опасном штамме ВИЧ, который недавно распространился в Нидерландах, и о возможной роли ВИЧ в появлении штамма коронавируса под названием омикрон.

Больше новостей из мира науки и медицины вы найдёте в разделах "Научпоп" и "Здоровье" на медиаплатформе "Смотрим".