В Институте ядерных исследований в Дубне заканчивается строительство первого российского коллайдера NICA. Ученые настраивают высокоточное оборудование, монтируют последние элементы.
"Сверхпроводящий магнит, по которому проходит две трубы, ионы полетят в одну и в другую стороны (если посмотреть – одни по часовой стрелке, другие против часовой) и будут в точке соприкосновения сталкиваться", – говорит Сергей Мерц, ведущий научный сотрудник лаборатории физики высоких энергий Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ).
Комплекс NICA – это каскад из трех колец. Кроме самого коллайдера длиной 500 метров есть еще два круга поменьше – это ускорители частиц. И они уже полностью готовы.
Часть элементов современного коллайдера построили в здании, где раньше работал синхрофазотрон – первый советский ускоритель частиц до сверхвысоких энергий. Полностью это масштабное устройство разбирать не стали, часть конструкций и пульт управления оставили для истории в качестве примера того, как меняют мир современные технологии.
- Это самый тяжелый электромагнит, который построили за всю историю. И пока никто этот рекорд не побил – это 36 тысяч тонн железа.
Современный ускоритель в тысячи раз меньше – это относительно небольшая в диаметре труба, внутри которой вакуум, температура минус 269 градусов и сверхпроводящие магниты, разработанные российскими учеными.
- Это дубнинские магниты. Они впервые были сделаны для нашего ускорительного комплекса.
- До какой скорости разгоняются частицы?
- 96 процентов скорости света.
NICA – проект международный, для его создания использовали все достижения мировой науки. Но большая часть технологий все же российские разработки. Поучаствовали даже военные инженеры.
"Вот эти вставки получили из Санкт-Петербурга – это компенсаторы торпедных аппаратов для подводных лодок. Мы занимаемся, получается, конверсией технологий наших оборонных предприятий", – объясняет Анатолий Сидорин, заместитель начальника ускорительного отделения лаборатории физики высоких энергий Объединенного института ядерных исследований.
На готовых частях NICA российские специалисты уже работают, а их фундаментальные исследования находят практическое применении. Изучение движения частиц стало основой системы распознаваний лиц, ведется разработка нового сверхъемкого аккумулятора. В конце года будет запущена вся коллайдерная установка, и начнется подготовка к основным экспериментам.
"Мы ожидаем увидеть фазовые переходы ядерной материи, высвобождение кварков и глионов и создать в лаборатории то состояние вещества, в котором наша Вселенная пребывала в первые микросекунды после большого взрыва. В лаборатории хотим получить раннюю Вселенную", – рассказывает Геннадий Трубников, директор Объединенного института ядерных исследований.
Разгадывать тайны Вселенной вместе с российским учеными будут физики из 60 стран мира. Когда-то один из самых закрытых институтов теперь доступен даже для туристов. Он стал частью научно-популярного маршрута, разработанного в рамках нацпроекта "Наука и университеты". На сайте проекта, подав заявку, можно увидеть уникальные научные объекты по всей стране. Есть в этом маршруте и Московский авиационный университет.
"Здесь можно увидеть препарированные образцы техники на аэродроме. Здесь все в обшивке, а здесь понятно, как это все это устроено", – показывает Михаил Погосян, ректор МАИ.
Показывают в МАИ и перспективные разработки. Здесь, кстати, уже начали тестировании кабины нового российского сверхзвукового пассажирского самолета, на котором не то, что до Улан-Удэ – до Владивостока можно будет долететь за пару часов.