Анна Старшенбаум: "Силы справляться с бедами дает только любовь"

О проекте "Зови меня мамой", действие которого разворачивается с 1929 года до начала войны, о том, чем то время отличалось от нынешнего и почему важно снимать и смотреть такое серьезное кино, рассказывает в эксклюзивном интервью исполнительница главной роли Анна Старшенбаум. Показ многосерийного телефильма, который порадует всех поклонников драмы "Зулейха открывает глаза", продолжается на канале "Россия 1".

В остросюжетной драме "Зови меня мамой", показ которой продолжается на "России 1", у Анны Старшенбаум – главная роль. В своем Инстаграме (запрещена в РФ) актриса написала, что такого уровня кино в ее фильмографии не было, а в эксклюзивном интервью рассказала, что дает ее хрупкой героине силы преодолевать невзгоды судьбы, почему играть в историческом кино интереснее, чем в современном, и зачем зрителям нашего телеканала смотреть новый сериал, чем-то напоминающий полюбившийся многим кинороман "Зулейха открывает глаза".

- О чем эта история?

- Это история простой деревенской девушки Татьяны, семья которой попадает под раскулачивание. История большой любви этой Татьяны и история людей, которые справляются с обстоятельствами, несмотря ни на что, и пытаются сохранить самое ценное, на мой взгляд, – любовь, семью, детей. Моей героине приходится со всем справляться одной: в совсем юном возрасте оставить дом и бежать в Москву. Там она попадет в семью, где должна заботиться о чужих детях. Когда их родителей объявляют врагами народа, она спасает этих детей, и для нее в какой-то момент это становится приоритетом, важнее любви и всего остального. Это история про предательство и прощение этого предательства: Татьяну предает ее любимый мужчина, но она его прощает, как полагается истинной русской девушке.

- В исторических картинах сниматься интереснее, чем в современных?

- Интереснее, много интереснее. Приглашение на эту роль было достаточно неожиданное, потому что я всегда себя видела ребенком своего времени, таким ярким его представителем. А тогда люди другие были, не такие поверхностные, что ли, как сейчас. Побитые хорошенечко жизнью и, может быть, за счет этого как-то глубже. Их играть интереснее и, как ни странно, легче. Намного легче играть роль, которая наполнена, прописана, которая сложная. Ты понимаешь, что делаешь. И есть на что посмотреть, есть за кого переживать. Потому что сейчас часто такие истории, что тебе даже влюбиться не в кого. Смотришь на персонажа: вроде даже история хорошая, снято здорово, основные "голливудские" аспекты, как взять внимание зрителя, – все вроде учтено, а вот влюбиться не в кого. А тут, на мой взгляд, получилось самое главное – душу персонажа раскрыть. То, что для меня как для зрителя самое ценное, когда я смотрю кино.

- Чем то время отличалось от нынешнего?

- В этом фильме стилистически очень точно передан минимализм того времени, его лаконичность. Очень мало вещей, ничего лишнего. Нет этой бесконечной гонки, проблем выбора, которые сейчас стоят перед нами, и вседоступности, от которой многие сходят с ума. А тогда только основные вещи были, а главным были люди и отношения человеческие: семья, дети, любовь. И не столько внимания уделялось каким-то эфемерным вещам. Весь наш сегодняшний цифровой мир достаточно эфемерен, это какая-то потусторонняя, другая реальность. А это кино возвращает тебя в реальную жизнь, в настоящие ценности. Это важно – такое кино снимать и смотреть.

- И предательство тогда переживали иначе, чем теперь?

- Сейчас очень много есть в свободном доступе информации о том, как справляться с эмоциями, как справиться с предательством. И вообще, как-то лучше мы сейчас разбираемся в себе, в своих чувствах и мыслях. А тогда ты предоставлен был больше сам себе, как слепой котенок. Ты видел только то, что перед тобой, а вот обширными знаниями о том, как с этим работать, как со своими эмоциями справляться, ты не обладал. И, как ребенок, один на один оставался с этой болью и должен был ее переварить, а информации для этого было недостаточно, способов недостаточно.

- Какая она – ваша Татьяна?

- Татьяна у меня (мне частенько попадаются такие роли) – какая-то великомученица. Все горести, беды и печали, которые только могли быть, пришлись на ее судьбинушку. Больно, больно, больно, и отовсюду только бьют, бьют и бьют – и по сердцу, и по семье, и по стране, в которой она живет. То есть эта юная, наивная, открытая девушка со всех сторон оказалась зажата в тиски. И вынуждена была как-то с этим справляться, оставаясь при этом человеком. По-моему, не было ни одной сцены, где бы я смеялась или улыбалась. Ну, разве что в самом начале, когда она еще совсем молоденькая, и у нее все более-менее неплохо, а дальше это тяжелая очень история. Там слезы на слезах, слезами погоняют. Слезы, грязь... И война!

- Она сильная женщина для своего времени?

- Конечно, это не яркий представитель сильной женщины, ну, не прямолинейно сильная она. Она, мне кажется, как многие русские женщины, сильная в душе, в поступках. То есть у нее внутри эта сила есть, но при этом она снаружи очень нежная, ранимая, хрупкая, чувственная, трогательная. Это не баба, которая коня на скаку остановит и в горящую избу войдет, нет. Она ведет себя так, но при этом остается… то есть ей, короче, очень тяжело. И, опять же, интересно играть такой очень неоднозначный персонаж.

- Какое место в этой истории отведено любви?

- Слово "любовь", как и "семья", сейчас для многих стали пустым звуком, к сожалению. А для меня этот фильм в первую очередь о любви. Именно любовь спасает Татьяну от всех, мягко говоря, невзгод того времени. То есть все, что свалилось на эту хрупкую девушку, она смогла преодолеть, на мой взгляд, только благодаря тому, что у нее в душе была сила, которую дает только любовь. Я не верю, что еще что-то может дать человеку такую силу, чтобы справиться с такими невероятными, колоссальными бедами.

- Почему вы советуете зрителям смотреть этот фильм?

- Такие картины не развлечение. Я думаю, что это кино нужно смотреть для того, чтобы люди помнили, откуда они родом, откуда родом наши родители, из каких тяжелых перипетий смогла выбраться наша страна. Мне кажется, такие истории объясняют очень многое в поведении наших родителей, бабушек, почему настолько другое у них отношение к жизни, чем у нас. Мы живем под мирным небом и многие вещи не ценим. Мы обращаем слишком много внимания на какие-то мелочи. А когда смотришь такие картины (я такое кино очень люблю сама), как-то начинаешь по-другому воспринимать реальность, людей, время, в котором мы живем. Оно настолько прекрасное, несмотря ни на что! Тяжелый год, конечно, 2020-й, прямо все, что можно и нельзя нам устроил, и тем не менее мирное время, слава богу, и у нас есть столько всего, чего не было у наших родителей и бабушек, о чем они даже мечтать не могли. Если бы наши бабушки увидели, как будут жить их внуки сегодня, они бы либо не поверили, либо расплакались бы от счастья.

- А не слишком ли мрачное получилось кино?

- Это очень сложная история, и зрителю предстоит испытывать тяжелые эмоции. Тем не менее для сегодняшнего зрителя их не будет слишком много. Потому что сегодня мы на столько замков закрыты, настолько наше внимание занято миллионами вещей каждую секунду, такой поток информации и так быстро летит жизнь, что только очень серьезным посылом – таким, как в этом фильме, – можно хоть как-то затронуть что-то живое в людях, достучаться до их сердец. Мы так глубоко сейчас запрятали все, что в нас есть ранимого, очень важного, чем раньше жили люди, что это надо именно таким способом вынимать. Тут по чуть-чуть уже не получается. Для нас кино стало как жвачка: посмотрели – побежали дальше. А у этого фильма есть шанс человека остановить. Не все остановятся, многие пройдут мимо, но те, в ком еще что-то живет настоящее, – те должны. У них это срезонирует и, может быть, что-то давно закрытое раскроется. Хоть ненадолго. И это очень ценно.