Он дебютировал в мультипликации с первым выпуском "Ну, погоди!", придумал великолепного Гошу и попугая Кешу... В Москве в 82 года скончался писатель, драматург, автор книг для детей Александр Курляндский. На его мультфильмах выросло не одно поколение, а фразы из них стали крылатыми. Курляндский был награжден премией "Ника", Госпремией СССР, удостоен звания заслуженного деятеля искусств. Киностудия "Союзмультфильм" считает его одним из своих великих сценаристов.
По его сложной фамилии дети учились читать, ведь она в начале одного из самых любимых мультфильмов — "Ну, погоди!". Взрослые шутили: на три слова "ну, заяц, погоди!" — три автора: Камов, Хайт, Курляндский, но именно в этом и был секрет успеха.
"Александр Ефимович рассказывал, что они собирались и начинали спорить, ругаться, кидаться друг в друга стульями. Соседи не понимали, как вообще такие приличные интеллигентные люди устраивают такой шум", — рассказал шеф-редактор киностудии "Союзмультфильм" Сергей Капков.
Курляндский вообще-то должен был стать инженером, но в институте увлекся КВН и попал в компанию таких же сатириков-самоучек. "Ну, погоди!" стал его дебютом в мультипликации.
"Я помню, как мы шли втроем после просмотра чернового материала и просто молчали, потому что нам казалось — это жуткий провал", — говорил когда-то Курляндский.
Но дети решили иначе. Смешными казались и узнаваемые советские декорации, в которых разворачивалась погоня, а также продуманные до мелочей трюки и невероятно уместные музыкальные вставки. Но, самое главное, волк получился таким, что многие девочки злодея жалели.
Именно благодаря Курляндскому выпусков мультфильма получилось так много. В том, что он мастер не только образов и ситуаций, но и реплик, доказал его второй мультсериал, над которым Александр Ефимович работал уже без соавторов.
— Свободу попугаям! Свободу попугаям!
За Кешины фразы Курляндского даже включили в энциклопедию крылатых фраз и выражений.
— Таити, Таити... Не были мы ни в какой Таити. Нас и здесь неплохо кормят!
Именно Курляндский предложил озвучить Кешу Хазанову, который потом долго не мог из этой роли выйти. И в подборе актеров для своих "Ералашей" он всегда участвовал.
"Я ему все время говорил: "Тебе не стыдно, что ты никак не можешь что-нибудь для нас написать?". Он говорил: "Стыдно, но не очень", — рассказал заслуженный деятель искусств России, художественный руководитель киножурнала "Ералаш" Борис Грачевский.
Потому что был занят. То великолепным недотепой Гошей, то уморительной Бабой-Ягой, которая всегда против, то трогательной историей про лед в семье, который растопить может только бабушка.
Курляндский успел выпустить и продолжение "Ну, погоди!" и новые серии про Кешу, а потом переключился на книги для детей и взрослых.
"На них растет мой сын, мои внуки и правнуки. А кто остается в сердцах и умах детей, тот воин света", — отметил актер, пародист Игорь Христенко.
Он ушел в 82 года, научив детей главному — смеяться. На фотографиях Курляндский оставил мягкую улыбку, какой улыбаются только настоящие сказочники.