Великий пост – время некоторых ограничений и переосмыслений для каждого христианина. Но ограничений посильных, то есть помогающих человеку находиться в мире с самим собой, а не вынуждающих страдать и мучиться.
Скажем, развлечения, такие как кино, театр, выставки и концерты. На первый взгляд, от них лучше отказаться на время поста. С другой стороны, большая часть зрителей – не монахи, выбравшие для себя отшельнический подвиг и давшие особые обеты.
Кроме того, может так оказаться, что любой из этих видов "развлечений", например, просмотр фильма, в результате окажется довольно серьезным времяпрепровождением – образовывающим, воспитывающим, дающим повод задуматься об этических и гуманистических законах жизни на Земле.
Исходя из этого был составлен список картин, который пришлось разделить на 4 части: драмы, сериалы, комедии и "мешанина". Хотя, безусловно, многие фильмы представляют не один жанр, а несколько одновременно. Первая часть посвящена драматическому кинематографу. У всех фильмов проставлена возрастная классификация, на что стоит обратить особое внимание.
"Величайшая из когда-либо рассказанных историй" (0+)
Фильм о жизни Иисуса Христа был снят режиссером Джорджем Стивенсом в 1965 году. Над несколькими сценами работали Дэвид Лин и Жан Негулеско. На роль Христа Стивенс пригласил Макса фон Сюдова, который к этому моменту сыграл в 20 фильмах. В том числе в "трилогии веры" Ингмара Бергмана и в "Священнике из Уддарбо".
"Величайшая из когда-либо рассказанных историй" – полноценное историческое полотно, в котором повествуется о некогда жившем человеке по имени Иисус – чьем-то брате, чьем-то друге. Он был таким же, как все вокруг, и только непостижимые доброта, милосердие и странная, а потому запредельная мудрость давали понять, что Иисус – не обычный человек, а действительно Сын Божий, готовый пойти на любые страдания. Как он обещал – ради спасения мира.
В основу картины вошли евангельские сюжеты и одноименная книга Фултона Урслера. Фильм получил 5 номинаций на "Оскар" – за лучшую операторскую работу в цветном фильме, лучшую работу художника и декоратора в цветном фильме, лучшие костюмы в цветном фильме, лучшую оригинальную музыку и лучшие визуальные эффекты.
"Остров" (16+)
В 2006 году в российский прокат вышел фильм режиссера Павла Лунгина "Остров", где главную роль странноватого и далеко не самого приятного по человеческим меркам монаха Анатолия сыграл основатель рок-группы "Звуки Му" Петр Мамонов. Его герой совершает странные, нелогичные поступки; не врет, но хитрит. Не подчиняется указам священноначалия, всячески испытывая терпение настоятеля монастыря, замечательно очеловеченного Виктором Сухоруковым. Паломники почитают отца Анатолия юродивым, а значит святым. Он расстраивается, потому что знает про себя все как никто другой: есть в жизни нелюдимого монаха страшная тайна и нераскаянный грех.
В православном сегменте кинозрителей "Остров" стал предметом жарких дискуссий и серьезных споров о реалистичности отца Анатолия и праве на существование такого образа. Обсуждались поступки людей и ситуации, в которых оказывались приезжающие к старцу паломники, и достоверность взаимоотношений в монастыре. Поэтому фильм стоит отнести к разряду интереснейших явлений в современном российском кинематографе. А Великий пост – прекрасное время для переосмысления этой истории или возможность, наконец, составить собственное мнение.
"Андрей Рублев" (12+)
Историческую философскую драму "Андрей Рублев" режиссер Андрей Тарковский снял в 1966 году на киностудии "Мосфильм". Картина основана на жизнеописании иконописца Андрея Рублева, которого сыграл один из любимых актеров Тарковского Анатолий Солоницын. Но так как достоверных сведений о преподобном крайне мало (точно неизвестно даже, где родился Рублев и что означает это прозвище), режиссер создал своего Андрея и сконцентрировался на событиях, происходящих на Руси в начале XV века: княжеских междоусобицах, не искорененном и неискоренимом язычестве на грани варварства.
Первоначальную версию Тарковский назвал "Страсти по Андрею", она длилась 205 минут. Однако после закрытого показа начальству и цензорам авторов (Тарковский писал сценарий вместе с Андреем Кончаловским) обвинили в пропаганде насилия и жестокости. Фильм пришлось перемонтировать, сократить до 175 минут и по-новому назвать. Впрочем, "Рублева" не приняло и критиковало не только кабинетное начальство: за образ иконописца и родины Тарковского осудили Александр Солженицын и Илья Глазунов.
В 1971 году фильм вышел в ограниченный прокат, а премьера восстановленного "Андрея Рублева" состоялась только в 1987 году. Но по сей день эта работа Тарковского является предметом поиска смыслов и основой для огромного числа научных работ. Как и его самый известный образ – икона "Троица".
"Симеон Столпник" (16+)
В 1965 году Луис Бунюэль представил на суд зрителей короткометражку. Хронометраж объяснялся просто: мастеру не хватило денег. Он собирался снять фильм вдвое длиннее, но спустя 18 дней со старта проекта Бунюэль был вынужден закончить съемки, поскольку остался практически без гроша.
Идеей снять байопик о преподобном Симеоне режиссер загорелся, прочитав "Золотую легенду" епископа Генуи Иакова Ворагинского – самую популярную после Библии книгу Средневековья, в которой собраны жития святых, основанные на самых популярных и, порой, самых занимательных их пересказах.
В фильме рассказывается о жившем в IV веке сирийском монахе Симеоне Столпнике, который прославился тем, что провел на столпе (столбе) в пустыне 37 лет в посте и молитве. В итоге Симеон стал известным проповедником и получил от Бога дар исцелять душевные и телесные болезни и предвидеть будущее, а после смерти был канонизирован и в Католической, и в Православной Церквях.
Фильм-притча о духовных исканиях преподобного, который противостоит искушениям дьявола, являющегося к нему в разных обличьях, завоевал на Венецианском кинофестивале два приза: "Специальный приз жюри" и "Приз международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ)".
"Дневник сельского священника" (16+)
Не стоит его путать с "Дневником городского священника" (хотя второй фильм тоже достоин упоминания). Снявший его французский сценарист и режиссер Рожер Брессон – личность выдающаяся. Достаточно упомянуть, что три его работы вошли в список ста лучших фильмов в истории по версии опроса критиков журналом Sight&Sound в 2012 году. Причем, один из них, черно-белая криминальная драма "Карманник", создавалась Брессоном по мотивам романа Достоевского "Преступление и наказание". Режиссера, кстати, довольно часто критиковали за то, что лейтмотив его фильмов – размышления о человеческой душе и спасении.
"Дневник сельского священника" Брессон снял в 1950 году по одноименному роману Жоржа Бернаноса, который был удостоен Большой премии Французской академии и назван одним из двенадцати лучших романов на французском языке, опубликованных между 1900 и 1950 годами. События разворачиваются в коммуне Амбрикур на севере Франции, куда назначен молодой, недавно закончивший семинарию священник. Страдающий от болей в животе и недостатка веры у прихожан, он считает себя слабым и больным неудачником.
"Элмер Гантри" (16+)
Американский драматический кинофильм "Элмер Гантри" 1960 года режиссера Ричарда Брукса – вольная экранизация одноименного романа Синклера Льюиса. Настолько вольная, что в фильме исчезли важные персонажи романа, поэтому режиссеру (он же стал и сценаристом) пришлось значительно переработать уцелевших героев.
Оказавшись на собрании евангелистов, коммивояжер, выпивоха и любитель женщин Элмер Гантри видит сестру Шэрон. Она красива, как ангел, а речи ее настолько заворожили Элмера, что он решает участвовать в службах и довольно быстро добивается небывалого успеха: харизматичность и умение продавать воздух – отличная основа для карьеры в любом месте, даже в церкви. Но верит ли Элмер Гантри в Бога, которого он прославляет, если его жизнь – это конвейер продаж, будь то пылесос, миксер или Христос?
"Все святые" (12+)
Надо сказать, что тема коммивояжеров, пастырей и лжепастырей и испытаний веры – их самих и прихожан – довольно популярна в кинематографе. Стоит упомянуть фильм "Все святые" Стива Гомера, созданный на основе реальных событий, в котором проповедника Майкла отправляют в провинциальный городок, где нужно закрыть маленькую церковь, после чего ему сразу обещают перевод в большой приход. Но в момент его приезда в церковь за помощью к нему обращаются беженцы из Бирмы.
"Ты веришь?" (16+)
Относительно похожий на "Всех святых" – простой и душевный вариант 2015 года режиссера Джона Ганна "Ты веришь?" о пасторе, который так давно служит, что вера стала рутиной. Но однажды он встречает уличного проповедника и решается изменить свою жизнь. На этом пути он встретит 12 людей, узнает о 12 разных судьбах. И ему предстоит решить, участвовать в них или пройти мимо.
"Христос остановился в Эболи" (16+)
Есть и европейский вариант "Святых" – "Христос остановился в Эболи" режиссера Франческо Рози, вышедший в 1979 году. Это экранизация одноименного автобиографического романа известного итальянского писателя Карло Леви, сосланного в 1935 году в деревню близ Эболи. Оказавшись, как он полагал, в полном одиночестве, он постепенно начинает понимать беды и мечты местных крестьян.
"Царь" (18+)
В конце 2009 года в российский прокат вышел фильм "Царь" – третья совместная работа режиссера Павла Лунгина и актера Петра Мамонова, сыгравшего на сей раз Ивана Грозного. Роль митрополита Московского Филиппа стала последней для Олега Янковского. Помимо российских фестивалей "Царь" попал в программу "Особый взгляд" в Каннах.
В основу фильма положен трехгодичный период правления Грозного с 1566 по 1569 год. Это было время Ливонской войны, а также религиозной нестабильности, что для самодержца XVI века было абсолютно неприемлемо – царю требовались поддержка и одобрение его действий Церковью. Но после возвращения в монастырь митрополита Московского Афанасия (его отказ от кафедры был связан с опричниной) Церковь остается без предстоятеля.
И тут глава государства вспоминает, что игуменом Соловецкого монастыря служит его друг детства Филипп Колычев. Но друг вырос, у него есть своя позиция по вопросам веры, этики, ситуации в стране. Так начинается противостояние силы воли, характеров и веры. У одного – в свои силы, у второго – в Бога.
"Лютер" (12+)
В 2003 году британский режиссер Эрик Тилль представил масштабную историческую немецкую сагу "Лютер", в которой снялся поистине звездный состав актеров: Джозеф Файнс, Альфред Молина, Питер Устинов, Джонатан Ферт.
Уже из названия ясно, что главный герой фильма – монах Лютер, который начал задавать неудобные вопросы самому себе и Церкви – об индульгенциях, греховности, и в итоге был объявлен еретиком. После изгнания из Католической Церкви Лютер перевел Библию на немецкий язык, составил новый Катехизис и стал призывать к обновлению Церкви.
"Лютер" – не выдумка (насколько это возможно в кино), а классический байопик. Поэтому в фильме будут показаны многие этапы становления страдающего и страстного человека и талантливого проповедника Мартина Лютера: от поиска Бога и работы над собой до земной любви к женщине. И о том, как возникло одно из самых известных протестантских течений – лютеранство.
"Исход: Цари и боги" (12+)
Этот фильм режиссера Ридли Скотта стоит посмотреть хотя бы ради 10 казней египетских и экранизации дружбы египетского фараона Рамзеса II и пророка Моисея, превратившейся во вражду. Первого сыграл Джоэл Эдгертон, второго – Кристиан Бейл. "Исход" – простое, понятное каждому, вместе с тем масштабное и зрелищное кино. Но главное – это история о людях. Об их трансформациях, когда они идут на поводу у своих самых низменных желаний или выбирают тяжелый путь преодоления себя.
"Молчание" (18+)
В 2016 году в прокате провалился фильм Мартина Скорсезе "Молчание" – одна из сложнейших для зрителя работ режиссера. Сценарий создавался на основании одноименного романа Сюсаку Эндо, большинство книг которого посвящено осмыслению вопроса об особенностях христианства в Японии (роман "Молчание", согласно завещанию писателя, был положен в его гроб).
В начале XVII века в Японию приезжает португальский священник-миссионер. Он видит, как японцы пытают новообращенных христиан. Истязания были настолько страшными, что он не выдерживает и отказывается от веры. Как ему кажется, только формально. Всю остальную жизнь он посвятил тайному служению Христу. Но спас ли он свою душу после совершенного в минуту слабости предательства?
"Молчание" – третий фильм Мартина Скорсезе на религиозную тему после "Последнего искушения Христа" и "Кундуна" (рассказ о трагической судьбе XIV Далай-Ламы). Интересно, что Скорсезе и сценарист Джей Кокс написали первый вариант сценария в 90-е годы прошлого века, планируя экранизировать его по окончании "Банд Нью-Йорка". Однако Скорсезе не удалось найти спонсора, поэтому следующим фильмом стал "Авиатор", а "Молчание" ждало своего часа почти 15 лет.
"Мать Мария" (16+)
Фильм "Мать Мария", наверное, рекомендовать сложнее остальных. И не потому что он плох с точки зрения кинематографа. Напротив, режиссер Сергей Колосов снял замечательный байопик о судьбе русской поэтессы Елизаветы Юрьевны Кузьминой-Караваевой, во время пострига принявшей имя Мария, которую сыграла замечательная актриса Людмила Касаткина.
Просто в 1982 году, когда фильм вышел на экраны, в советском кино не было места рассказу о духовном подвиге монахини невероятной силы духа, по-своему интерпретировавшей суть монашеского подвига: готовой ради любви к Богу и ближним жить, а за распятого Христа пойти на смерть. Неудивительно, что основные акценты режиссер сделал на биографических событиях с конца 1930-х годов, когда она открыла приют, где могли найти пристанище нуждающиеся, в том числе советские эмигранты и до смерти матери Марии в концлагере.
"Адамовы яблоки" (18+)
Этот фильм датского режиссера Андерса Томаса Йенсена прошел бы совершенно незаметно, если бы на него не обратил внимание Борис Берман, написавший в своем Facеbook: "Неполиткорректное кино, просто до одури неполиткорректное, здесь не стесняются в выражениях".
В маленький храм на краю земли присылают на перевоспитание преступников, отбывших наказание в тюрьме, и никто из них не скажет, что он сидел "ни за что и был не виноват" – доказательства очевидны. Не сделает этого и новичок, неонацист Адам. Но священнику Ивану (ударение на первый слог), кажется, до этого нет дела, он просит только, чтобы Адам сказал о своей цели – этого требует начальство. Глядя на яблоню у стены храма, Адам придумывает испечь пирог. Начинается противостояние любви и ненависти, веры и безверия в исполнении замечательных актеров Ульриха Томсена (неонацист на перевоспитании) и Мадса Миккельсена (несгибаемый пастор).
А Борис Исаакович в своей оценке кино совершенно прав. Как и в продолжении ее: "Смешное поначалу (юмор чернее черного), потом трагическое, а в финале трогательное до спазмов в верхних дыхательных путях".
Далее в нашем списке идут фильмы, без которых трудно было бы обойтись. Даже невозможно.
"Страсти Христовы" (16+)
Фильм "Страсти Христовы" режиссера Мэла Гибсона в 2005 году получил три номинации на "Оскар" и ни одной награды. Будучи католиком-традиционалистом, Гибсон, с максимальной скрупулезностью изучив и проработав все четыре Евангелия, воссоздал последние двенадцать часов из жизни Иисуса Христа.
Фильм озвучен на латинском и арамейском языках. Все герои говорят так, как они говорили бы две тысячи лет назад: евреи, включая Христа и апостолов, общаются на арамейском, а римляне на латыни. Первоначально Мэл Гибсон хотел убрать даже субтитры на английском, но по настоянию прокатчиков оставил их. Еще до проката фильма высказывались опасения, что он может спровоцировать антисемитские настроения, особенно среди мусульман на Ближнем Востоке. В итоге власти Малайзии разрешили показ "Страстей Христовых" для христиан, поэтому билеты в кино продавались только в храмах Национального евангельского христианского братства страны.
"Голгофа" (18+)
В прокате было три фильма с названием "Голгофа". В 1966 году свой вариант представил румынский режиссер Мирча Дрэган, а за 30 лет до него "Голгофу" снял Жюльен Дювивье. Критики назвали его фильм одним из самых спорных и честолюбивых, хотя французский режиссер считал, что экранизировал страницы Нового Завета, касающиеся последних дней на Земле Иисуса Христа.
"Голгофа" ирландского режиссера и сценариста Джона Майкла Макдонаха (вышла в прокат в 2014 году) рассказывает на первый взгляд совсем не о Христе и его смерти, а о католическом сельском священнике, однажды услышавшем через окошко исповедальни, что через 7 дней он будет убит. За свою личную Страстную неделю отец Джеймс (которого великолепно сыграл актер Брендан Глисон) в ожидании приговора проживает пять стадий принятия смерти, которые описала автор концепции психологической помощи умирающим больным Элизабет Кюблер-Росс – отрицание, гнев, торг, депрессию и принятие. Как последователь Христа он увидел предательство, гнев, отчаяние неприятие, любовь и надежду.