Уже завтра, 23 декабря, в широкий прокат выходит третий, заключительный, фильм франшизы "Последний богатырь" – "Посланник тьмы". На экране – новые приключения Ивана Найденова, попавшего из современной Москвы в сказочную страну Белогорье и узнавшего, что он сын Ильи Муромца. По словам режиссера картины Дмитрия Дьяченко, зрителей вновь ждет волшебство, любимые герои русских сказок и былин, добрый юмор и неожиданные сюжетные повороты. О том, чем главный герой близок Дмитрию Дьяченко, о феномене семейного кино и возрождении жанра сказок, о знакомых каждому с детства персонажах, на которых взглянули под новым углом, – в эксклюзивном интервью режиссера платформе "Смотрим".
- Вы раньше не снимали сказки. Чем вам дорог этот киножанр?
- Мне всегда нравились фильмы такого жанра, не просто сказочные, а фэнтези, где ты можешь придумать все что угодно. Любовь к сказкам стали культивировать примерно в конце XIX века – это картины Васнецова, сказки Афанасьева, картины Билибина. Кстати, все мультики, снятые в 1950-х годах, основывались по визуальному коду именно на Билибине. И в нас это глубоко сидит, потому что с детства, с младенчества мы смотрим эти сказки, они въедаются в подсознание, мы это не забыли, но несколько отстранились от этого. И когда ты снова берешься за эту тему, но показываешь ее по-новому, люди, конечно, интересуются и говорят: "Оказывается, это все вот так!". Это очень интересно.
- Когда вышла первая часть "Последнего богатыря", его сравнивали с "Книгой мастеров". Несмотря на удачный кастинг, тот фильм не стал хитом. Рассматривали ли вы опыт коллег? На что опирались при создании своего сказочного мира?
- Опыт предшественников мы исключили. При всем уважении, у нас своя стезя. Но, конечно, нужно было погрузиться в то, что было сделано в этом жанре до нас. В первую очередь, это Роу, Птушко, потому что мы должны соответствовать им и пониманию того юмора, с одной стороны, понятного всем, чуть-чуть гротескового, но, с другой стороны, реалистичного и простецкого. Сказки снимались в каком-то романтическом и восторженном ключе, когда герои были странные, неблизкие нам, очень какие-то возвышенные и воздушные. А таких людей-то в жизни не осталось уже! И суть нашей истории заключается в простом ключе – реалистичная сказка. Поэтому и герой ближе к нашему времени: четкий, конкретный, без каких-то иллюзий и сказочного налета. Именно в этом главное отличие нашей сказки от попыток снять сказку. И зрителю это понравилось!
- Сегодня многие сказки переворачивают с ног на голову. Знакомые всем с детства герои предстают в новом прочтении. До сих пор ли зрителей интересуют такие классические сказочные герои, как Иван и Василиса, Баба-Яга и Кощей?
- Мы берем полюбившиеся типажи и смотрим на них под новым углом. Добавили чуть больше психологизма каждому герою, вдруг стали "копать" в судьбе Бабы-Яги, в судьбе Кощея. Я думаю, что именно из-за того, что старые герои показаны по-новому, мы покопались в их душе, это и стало интересно людям. Они уже привыкли, что, например, "Колобок" – это сказка для детей до трех лет. И сам по себе он никому неинтересен. Но мы по-новому показываем, что это – существо, похожее то ли на пирата, то ли на разбойника, он живой, интересный, энергичный, а вовсе не тот несчастный Колобок, который ото всех ушел. И сразу у людей просыпается интерес, а что же дальше.
- С каким персонажем "Последнего богатыря" вы соотносите самого себя? Кто вам ближе всего?
- Мне ближе всех Иван. Эта история для меня очень личная, поэтому я участвовал и в придумывании сюжета, и сам непосредственно подправлял его вместе с ребятами. Все очень просто: во-первых, это история маленького человека. Иван – молодой человек ниоткуда, он сирота. Он приехал в Москву, многого добился, в нем есть доля авантюризма. Это очень близко моему характеру: я тоже приехал из провинциального города, с большим трудом получал образование в искусстве. Для того чтобы добиться чего-то, мне пришлось пройти через огромное количество препятствий. И поэтому этот герой мне близок как человек, который карабкался по жизни. И когда этот герой вдруг понял, что он – сын Ильи Муромца, на него возложена серьезная ответственность, это тоже близко мне. Когда ты снимаешь фильм, и он становится очень популярным, и это не первый фильм, а один, второй, третий, и на тебя уже обращают внимание как на человека, который несет слово в народ, к тебе прислушиваются, ты вдруг начинаешь думать: "А достоин ли я? Могу ли я это делать? И могу ли я соответствовать званию режиссера и делать то, на что смотрит вся страна". Так же и Иван постоянно задается вопросами. И в третьей части – это новые вопросы. Как пользоваться своей силой? Как не перейти грань? И это зрители увидят в нашем новом фильме!
- Кроме хэппи-энда, что зрителям ждать от заключительной части "Последнего богатыря"? Как говорится, чем удивлять будете?
- Мы ударили по всем пушкам! Здесь больше юмора, больше драк и схваток, больше волшебства, потому что практически через каждый кадр Галина что-то колдует и придумывает, и не только она. Вас ждут новые сказочные герои – Жар-Птица, кикиморы. И, конечно, больше экшна и разных остросюжетных моментов.
- Многие отмечают, что "Последний богатырь" – это скорее сказка для взрослых, чем для детей. Насколько это правда?
- Это правда! Это ни в коем случае не детское кино! Это кино семейное! Когда в кино интересно пойти и маленькому брату или сестре, и постарше – 13-14 лет, и родителям интересно, они увидят что-то свое. И можно даже бабушку взять в кино, она не увидит там что-то страшное, и ей будет не скучно.
- Завтра на экраны выходит последняя часть сказочной трилогии. Готовы ли расстаться с этой историей?
- Сложно расстаться, и невозможно! И потому расставаться мы не будем. Будем снимать еще что-то интересное! Наверное, оно уже будет называться не "Последний богатырь", но это будут по-прежнему сказки, потому что, если бы сказки снимали повсеместно, то на этом поле делать было бы нечего – но не снимают. Мы по-прежнему в небольшом количестве. Поэтому будем работать над сказками.
- А какие еще сказки вы хотели бы экранизировать?
- Хотелось бы заново снять "Буратино". Это прекрасный фильм, мы на нем выросли, а какие там замечательные песни! Но двое моих маленьких детей уже с трудом его воспринимают, им многое не нравится: простой визуал, отсутствие динамики. И поэтому, наверное, пришло время переснять многие сказки, адаптировать их для молодого поколения. "Буратино" на первом месте. Опять же, "Сказка о царе Салтане". Далее "Руслан и Людмила" Пушкина. Правда, мы уже оттуда часть взяли: и закопанная в землю голова, и другие элементы уже были в наших фильмах. Но, наверное, оттуда можно что-то еще взять.
- Два года "Последний богатырь" бил рекорды по кассе и по просмотрам в кинотеатрах. Чего вы ждете от проката в этом году? Есть ли у вас какие-то ожидания по сборам?
- Очень сложно загадывать, очень сложно говорить о прогнозах, потому что иногда это случается, а иногда что-то идет не так. И я надеюсь, что нам удастся победить конкурентов, а это серьезные конкуренты и интересные фильмы. Я надеюсь, что зритель благодаря своей любви к предыдущим фильмам, пойдет и на новую часть "Последнего богатыря". Очень надеемся!
Дорогие друзья! Я приглашаю вас всех в кино! Я приглашаю вас всех на третью часть "Последнего богатыря". Вы увидите очень много новых приключений. Вы увидите много новых героев, новые шутки. И вы увидите нового Ивана.
Интервью: Татьяна Санина // Видео и монтаж: Василий Кузнецов // Smotrim.ru