Никита Владимиров: я внук Алисы Фрейндлих, но это никак не помогает

Фото: Юлия Кудряшова
В эксклюзивном интервью платформе "Смотрим" режиссер Никита Владимиров рассказывает о том, помогает ли в творчестве родство с Алисой Фрейндлих, его бабушкой, и пришлось ли уговаривать Александра Адабашьяна на съемки в фильме "Родители строгого режима".

В прокат вышел фильм Никиты Владимирова "Родители строгого режима", снятый по одноименному сценарию Андрея Таратухина. По сюжету, мэр небольшого городка Борис Литвин (Евгений Ткачук) готовится к перевыборам. Жители знают, что Литвин преследует только собственные интересы: что пост ему нужен только для наживы. Знают это и его родители (Алиса Фрейндлих и Александр Адабашьян). И однажды их терпению приходит конец: они решают похитить сына у общественности. Ради перевоспитания.

С Никитой Владимировым мы сравниваем возможности – его и Феллини, обсуждаем потенциал комедии как жанра и музыки в ней. И, конечно, говорим о работе с Александром Артемовичем и Алисой Бруновной – бабушкой режиссера.

– Меня совершенно восхитила эта история. Она из тех, что лежит на поверхности – только руку протяни. Но фильма такого еще не было. Ты смотришь его и думаешь: почему же его уже раз 20 не сняли, не рассказали до сих пор эту историю? Как к вам попал сценарий Андрея Таратухина?

– Он рассказал мне об этой идее, сформулировав довольно коротко, и она сразу меня зацепила, поэтому я ему предложил попытаться это сделать вместе. Он написал сценарий. И все. Это, помните, как у Феллини спрашивали: "Как вы начали снимать "Амаркорд"? Он отвечал: "Очень просто – я подписал контракт".

– Вы, безусловно, правы. Но одно дело контракт Феллини, который к "Амаркорду" был мэтром. А вам, как я понимаю, перед подписанием нужно было проделать ряд манипуляций. В частности, найти финансирование. Всем известно, что вы готовы всем рискнуть, даже квартиру заложили, чтобы сделать "Карпа отмороженного". И все же доказать, что именно твой фильм должен быть снят, не так просто.

– Во-первых, за последние несколько лет работы у нас появился маленький скромный опыт. И основываясь на нем, мы сделали презентацию проекта, постаравшись учесть ошибки, которые раньше допускали, усилить какие-то моменты, и подали эту презентацию на конкурс министерства культуры. Кроме того, у нас были письма от прокатчика, дистрибьютера и от партнеров, которые планировали помогать фильму.

Кроме того, на "Кинотавре" показали фильм Виктора Рыжакова "День мертвых", где я был продюсером. И вышел фильм "Бабки", в котором я режиссер и продюсер. Видимо, совокупность всех факторов позволила нам заметно выступить на питчинге. И повезло: министерство культуры нас поддержало. В тот год оно поддержало большое количество проектов – там обновились все экспертные советы, в департамент кинематографии пришла молодая творческая команда. Все сложилось.

– А были какие-то задумки, которые, пока вы работали над сценарием, вам нравились, но во время съемок пришлось от них отказаться, и вы сейчас об этом жалеете?

– Была одна задумка, которую мне не удалось воплотить. Даже не знаю, по какой причине, может, по невнимательности. Я хотел, чтобы в доме, в котором все происходит, был коридор. Это позволило бы сделать кое-какие кадры, которые я себе заранее представлял. Но так случилось, что геометрия дома поменялась. Пришлось найти другие решения.

– У вашего фильма грамотный, идеальный для комедии тайминг – час с копейками, соответствующий классическим канонам. И это несмотря на то, что сейчас приняты двухчасовые и даже большие форматы. Решили вернуться к классике?

– Дело в том, что мой первый фильм "Бабки" длится 61 минуту, так что я никуда не возвращался. Но обсудив это, мы с автором сценария подумали, что "Родителей строгого режима" надо сделать чуть-чуть подлинней. Честно говоря, почти 20 минут я из себя выдавил.

Кстати, если фильм смотреть в кинотеатре, он будет длиннее на 3 минуты. В кинотеатре показывают формат 24 кадра в секунду, а есть формат 25 кадров – его показывают по телевидению или на интернет-платформах. 25 кадров – это 76 минут, а когда 24 кадра в секунду – формат удлиняется до 79 минут. При этом фильмы совершенно одинаковые. Такая интересная техническая загогулина.

– Не стану спрашивать, как это – договориться с Алисой Бруновной о съемках, но, возможно, родство с ней помогло вам уговорить Адабашьяна?

– Я его не уговаривал, я отправил сценарий. Сделать это несложно. Практически у каждого актера есть агент. И у Александра Артемовича он тоже есть, а у нас есть кастинг-директор, и все они между собой общаются. Я просто позвонил ему и попросил отправить Александру Артемовичу сценарий. Через какое-то время мне перезвонили со словами: "Александр Артемович прочел, готов обсудить". Мы поговорили. Я рассказал, как я себе это представляю, что будет сниматься Алиса Бруновна. И он мне ответил, что ему понравилась история, нравится компания, и он готов.

– А почему вы кастинг-директору сказали, что хотите снимать Александра Артемовича? Вы сразу видели его в этой роли?

– В самом начале кастинг-директор прислала мне довольно много предложений. На самом деле не то, чтобы хоть отбавляй: возрастных известных артистов не слишком много, а нам был нужен определенный типаж, нам не каждый артист подходил.

И мы никак не могли определиться, тем не менее фамилия Адабашьян ни разу не прозвучала. И когда исполнительный продюсер его назвала, в этот момент всем стало непонятно, как же мы раньше о нем не подумали! И практически хором воскликнули, что он тот, кто нам нужен. А дальше начался тот диалог.

Как помогает Алиса Бруновна? То, что я внук ее, не помогает никак. Она может позвонить какому-то артисту, если я попрошу меня представить. Но, понимаете, глобально это не имеет отношения к делу. Потому что все уважаемые артисты хотят, чтобы была роль, было что играть. Я свою собственную бабушку три раза не смог уговорить на разные сценарии.

– Да вы что? Я думала, что она каждый раз соглашается.

– Вы очень ошибаетесь. Она говорит: "Дорогой мой, это мне не интересно, я это я играла, в том я вот не вижу себя, а тут мне не хватает того-то". Да, я могу с ней поговорить напрямую, мне не надо тратить много времени на выстраивание контакта, но я не могу ее заставить.

То же самое с Евгением Мироновым. Играть в "Карпе отмороженном" он согласился потому, что ему понравилась роль, ему понравилась компания, а потом я предлагал ему другой сценарий – он отказался. Невозможно заставить человека, у него своя жизнь, а ему придется рискнуть и потратить полгода своей жизни на мой проект. В творческой сфере помогают другим способом.

– Сложно работать с близкими?

– И да, и нет. В некоторых ситуациях легче найти решение, потому что мы хорошо друг друга знаем – договориться быстрей. А в других ты забываешь о ролевой модели "режиссер – актриса" и включаешь внука. И можешь себе позволить (как внутри семьи бывает) легкую несдержанность: "Ну, Алиса, я не согласен!" Вряд ли другой человек мог бы ей так сказать. А она отвечает: "Никит…" Это может быть только у близких людей. Но такое бывало редко и по делу. Понимаете, на мой взгляд, она на эту роль подходит.

– Абсолютно идеально и гениально!

– А это ключевой момент. Я, конечно, хотел с ней поработать, потому что я ее люблю. Но именно от того, что я ее люблю, я не буду ей предлагать то, что ей не подойдет и конечном счете подставит ее.

– Вы представляете фильм как комедию, но мне сложно согласиться, что это комедия в чистом виде. Скорее, нуар – когда грубоватый стиль, и тебе смешно от того, что на самом деле не должно смешить.

– Я считаю, что фильм – не комедия в чистом виде, он с элементами драмы. А вам финал принес разочарование? Эта история вас трогает?

– Вы знаете, я думала об этом два дня (что уже хорошо само по себе – когда фильм заставляет задуматься). Значит точно трогает. Честно скажу – зрителю почти в любой ситуации хотелось бы определенности: они жили долго и счастливо и умерли в один день. Но вырастая, ты понимаешь, что так бывает далеко не всегда. Поэтому ваш финал – наилучший.

– Он оставляет тяжелое ощущение?

– Нет, легкой грусти. Пусть и пафосное, но очень точное выражение.

– Мне интересно узнать, потому что я не могу объективно его оценить. Но всегда хочется, чтобы была надежда на изменения в человеке. Тем более что главный герой действительно изменился.

– Как говорит мой внук полуторагодовалый: "Аминь".

– Мудрый внук.

– Мудрый. Тогда напоследок расскажите о музыке. В фильме масса песен из любимейших, чудесных советских мультфильмов. По мне, музыка подходит для каждого момента, подчеркивает его. Но так как фильм ориентирован на зрителей любого возраста, спрошу: вы проводили исследования – современная молодежь знакома с этим репертуаром? Или это только выбор на ваш вкус – и все?

– Это мой выбор. Мы не проводили никаких исследований, потому что не было задачи делать кино от ума или, скажем так, организовывать кино. Была задача прочувствовать, что мы делаем, что мы хотим сделать. И чувства привели к этим решениям.

Есть фильмы, которые делают специально под аудиторию, учитывая все интересы. Мы, наоборот, специально не хотели его логически организовать для определенного зрителя. Сделали так, как нам показалось лучшим.

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях: "Смотрим": Telegram и Яндекс.Дзен, Вести.Ru – Одноклассники, ВКонтакте, Яндекс.Дзен и Telegram.