Валерий Тодоровский неожиданно для многих вернулся к сериальному формату – и 3 октября представил ромком "Надвое" аудитории. И если об исполнителях главных ролей в этом проекте – Даниле Козловском и Александре Петрове – многие наслышаны, то о самом Тодоровском мало кто знает. Один из самых талантливых и блестящих режиссеров, сценаристов и продюсеров современности начинал свой творческий путь в самое сложное для страны и кинематографа время – в конце 80-х годов. Но несмотря на трудности, после первых же картин, вышедших на экраны, о нем заговорили все. Тодоровский удивительно точно передает атмосферу и настроение того, о чем рассказывает в кино. Каждая его киноработа – это увлекательная история, снятая в своем неповторимом жанре, приоткрывающая дверь в захватывающий мир человеческих взаимоотношений, полный ярких страстей, добродушного юмора, философских размышлений. В честь премьеры вспоминаем все самое интересное о режиссере и его работах.
Всему виной Хичкок
Валерий Тодоровский родился в Одессе накануне Дня Победы, 8 мая 1962 года. Его отец – классик советского и российского кино, известный режиссер Петр Тодоровский – прошел всю Великую Отечественную, и поэтому Валерий Петрович в свой день рождения получает двойные поздравления: за себя и за отца. Как признается юбиляр, он не любит шумных торжеств в день рождения, а главным праздником в семье до сих пор называет 9 мая. Согласно семейной легенде, будущий режиссер появился на свет всего через несколько часов после того, как его мама посмотрела хоррор Альфреда Хичкока "Психо", который полулегально показывали на закрытом сеансе на Одесской киностудии. Об этом Валерий Тодоровский рассказал в программе "Белая студия".
Морское училище, киностудия и Чарли Чаплин
У Валерия Тодоровского были все шансы поступить в морское училище. По словам режиссера, иной мечты, кроме как стать моряком, у одесских мальчишек не было: "Если бы мы не уехали из Одессы, я был бы хорошим моряком". На выбор будущей профессии оказал влияние и тот факт, что семья мэтра советской кинорежиссуры Петра Тодоровского жила всего в 30 метрах от Одесской киностудии, и Валерий очень рано оказался в эпицентре съемочного процесса и кинобудней. Поэтому совершенно неудивительно, что Тодоровский в конце концов решил стать таким, как отец. В программе "Белая студия" в интервью с Дарьей Златопольской он размышлял о своем становлении в качестве режиссера, а также вспоминал о книгах и фильмах, которые определили его профессию и его отношение к жизни.
Комедии с Чарли Чаплином до сих пор его любимые. В детстве эти картины дарили маленькому Валере ощущение невероятного счастья. "Я смотрел фильмы с его участием лет с 6. В этом возрасте ты не способен анализировать, просто получаешь порцию эмоций и чувств. Я не просто смотрел кино, я растворялся в нем. Мои самые любимые – это "Огни большого города", "Золотая лихорадка", "Новые времена". Чаплина еще очень любил мой папа. Он видел в нем очень близкого себе художника. И я долгое время был не просто под влиянием, я понимал, что настоящее кино и пошло от Чаплина. Не имею ввиду жанр, а трех китов, на которых стоит кино – любовь, маленький человек, который на самом деле герой, и юмор", – вспоминает режиссер.
Переезд в Москву, тоска по Одессе и книги
Его детство – это море и бесконечные прогулки во дворе: "Я был нормальным мальчиком со двора, который целый день мог ездить на велосипеде. Москва меня сильно стукнула по голове". Для 10-летнего мальчика переезд в столицу оказался непростым. Он признается, что ужасно тосковал, долго и трудно привыкал к новым людям. Но благодаря новому месту жительства открыл для себя волшебный мир литературы. "Когда мы переехали, то от одиночества я стал бессистемно читать все подряд. У меня был какой-то вид книгопожирания. Уже в школе начал осознанно читать Льва Толстого, который до сих пор является для меня любимым русским писателем. Когда я читал "Войну и мир", то принимал сторону Андрея Болконского, потому что всегда ассоциировал себя с ним. Я понимал, что это написано про меня", – отмечает Валерий Тодоровский. Все мы время от времени обращаемся к воспоминаниям детства, вот и режиссер в память о родном городе снял драму "Одесса".
Путь сценариста
Валерий Тодоровский достаточно рано осознал, что актерство не его путь. Хотя лет в 15 снялся в картине Юлия Райзмана "Странная женщина", сыграв сына героини Ирины Купченко. Он твердо решил стать режиссером, но поступить на режиссерский факультет ВГИКа у него так и не получилось, причем дважды! И даже прославленная фамилия не помогла. Тогда Тодоровский пошел учиться на сценарное отделение. "Мне очень хотелось славы. Желательно, много и побыстрее. Но это же нормально, какое-то тщеславие в определенной дозе существует в людях до конца их дней. Только потом цели и средства меняются. Ты вдруг понимаешь, что тебя затягивает сам процесс, оказывается, что это дико интересно и важнее самого результата", – говорит Тодоровский. Его первой работой стал сценарий фильма "Двойник", его молодой Тодоровский написал в соавторстве с латышским коллегой Андрисом Колбергсом. По его сценариям были сняты такие известные фильмы 90-х, как "Гамбринус" и "Над темной водой" режиссера Дмитрия Месхиева; "Морской волк" по одноименному роману Джека Лондона и трагикомедия "Циники". Эти работы принесли Валерию Тодоровскому известность. Став режиссером, сценарии к большинству своих фильмов он продолжает писать сам.
Монтаж – дело тонкое
Однажды Валерий Тодоровский признался, что ему нравится заниматься монтажом. А так как он всегда был человеком слова, то взял и заново перемонтировал экранизацию романа Александра Дюма "Королева Марго", снимавшуюся в середине 90-х годов. Результат его работы надолго полюбился зрителям. В качестве монтажера он приложил руку и к фильму Дмитрия Месхиева "Женская собственность", главные роли в котором сыграли Елена Сафонова и Константин Хабенский.
Режиссер – звучит гордо!
В 1990 году вышел первый фильм режиссера Валерия Тодоровского "Катафалк", главную роль в котором сыграла популярная советская и латышская актриса театра и кино Вия Артмане, звезда драмы "Театр". Дебют оказался удачным – картина получила Гран-при "Золотой дукат" на Международном кинофестивале в Мангейме (Германия), приз кинофестиваля "Дебют-90" в Москве. В следующей картине, "Любовь", снятой по сценарию начинающего режиссера, появился неизвестный тогда молодой актер Евгений Миронов. Фильм получил приз Европейской ассоциации художественного кино, приз публики города Канн во Франции, приз Мира на МКФ в Чикаго (США). "Снимая кино, я иду на массу компромиссов. Например, думаю о том, будет ли интересно его смотреть. И если у меня вдруг возникает ощущение, что будет скучно, то я возьму и вырежу главную сцену фильма. Но это тот компромисс, который не для того, чтобы понравиться, он для того, чтобы сделать что-то цельное. Но при этом есть компромиссы, на которые я никогда не пойду", – делится Валерий Петрович.
Самые известные работы Тодоровского в качестве режиссера – "Страна глухих", "Мой сводный брат Франкенштейн", "Оттепель". Красочный мюзикл "Стиляги" с участием как маститых звезд кино, так и малоизвестных актеров посмотрели миллионы зрителей. Для Валерия Тодоровского фильм был авантюрой. Ведь музыкальное кино – это забытый в России жанр. "За несколько месяцев до начала съемок мой друг, человек, которому я очень доверяю, сказал мне: "Валера, я тебя прошу, не снимай это! Ты что, не понимаешь?! Это же катастрофа, никто не станет это смотреть. Сделать в России мюзикл невозможно". В тот момент он меня спасал. Но самое трудное – это оставаться собой! Тебя все тянут в разные стороны, и ты сам начинаешь подвергать себя сомнениям. Главное – делать то, что тебе хочется, и верить в это", – делится Валерий Тодоровский. Картину снимали пять лет. Костюмы 50-х годов, сложнейшая хореография, оригинальная музыка и много юмора. Главный герой – комсомолец Мэлс живет как все, пока однажды не сталкивается с миром стиляг. Здесь он встречает ослепительную Полли-Пользу, ту самую, ради которой Мэлс решится стать другим. "Стиляги" были выдвинуты на премию "Ника" в восьми номинациях, в том числе в номинации "Лучший игровой фильм", а также были отмечены четырьмя статуэтками премии "Золотой Орел", в том числе в номинациях "Лучший игровой фильм" и " Лучший сценарий".
В 2016 году режиссер закончил съемки нового фильма "Большой". Впервые на исторической сцене легендарного театра был снят фильм, о котором даже профессиональные танцовщики говорят: "Так все здесь и происходит, это настоящий балет". В мировом кинематографе можно вспомнить считаные картины с сюжетом, связанным с балетом. В отечественном кино их почти не было, фильм Валерия Тодоровского фактически открыл мир балета для киноэкрана. Валерий Петрович стал не только режиссером проекта, но сопродюсером и соавтором сценария. "Название "Большой" пришло сразу, – говорит Тодоровский, – потому что это некий знак. Большой – это не просто классический балет, это русский балет. Если ты в любой точке земного шара произнесешь слово "Большой", все это знают и понимают, о чем речь идет. Это не фильм, в котором надо было экспериментировать и ломать стереотипы, наоборот – это фильм про сами стереотипы. История, которую я рассказываю, очень проста: как люди попадают на эту сцену, как они проживают жизнь ради того, чтобы постоять на ней пять минут". В картине заняты Алиса Фрейндлих, Александр Домогаров, Валентина Теличкина и балерина Маргарита Симонова.
Триллер и Трюффо
Несмотря на то, что Валерий Тодоровский известен как драматический режиссер, он большой любитель жанра триллер. "Я очень люблю этот жанр, думаю, что это один из самых сложных жанров в кинематографе. Альфред Хичкок – тот человек, творчество которого я пересматриваю время от времени. Один из лучших режиссеров за всю историю мирового кино. Я вообще отношусь к саспенсу как к способу рассказать историю. Когда я снимал "Стиляг", меня больше всего волновал саспенс. Его основная идея не в том, что не знаешь или не знаешь, что будет дальше, а в том, что ты все время что-то ждешь. И чувство этого тревожного ожидания – это и есть двигатель зрительского интереса. И способ держать внимание людей", – уточняет режиссер. В 1997 году он даже спродюсировал первый российский триллер "Змеиный источник", а в 2020 году вышел его режиссерский дебют в этом жанре – психологический триллер "Гипноз". Кстати, именно этой картиной он выразил свое восхищение французскому режиссеру Франсуа Трюффо, творчество которого оказало на него колоссальное влияние. "Нежная кожа" – один из самых напряженных и захватывающих фильмов, которые я знаю. И один из моих любимейших. Там саспенс строится на любовной истории. Там нет преступников, погонь, но при этом он про опасную запретную любовь и про ощущение, что вот сейчас непременно случится катастрофа", – говорит Тодоровский.
Молодым везде дорога
В российском кинематографе Валерий Тодоровский получил репутацию первооткрывателя актерских имен. Так было с Евгением Мироновым в "Любви", с Чулпан Хаматовой, Диной Корзун и Максимом Сухановым в "Стране глухих". С его режиссерской подачи прославились Даниил Спиваковский, Владимир Машков, Максим Матвеев, Антон Шагин, Маргарита Симонова и другие артисты. "Звездное качество – это когда человек интересен просто так, без ничего. Есть такой эффект камеры, это когда ты вдруг ловишь себя на мысли, что из двух актеров, ты камеру направляешь только на одного. Это и есть качество звезды. Это то, что отличает звезду от просто хороших, красивых, умных артистов. Помимо раскрученных, есть еще масса неизвестных, но очень талантливых актеров, и не только в Москве. Я хочу попробовать всех. Конечно, это невозможно, но я абсолютно уверен, что на любую роль обязательно где-то есть идеально подходящий исполнитель. Ошибка может стоить провала картины", – утверждает Тодоровский.
Я продюсер – я так вижу
Продюсерская работа Валерия Петровича заслуживает особого внимания. Среди полнометражных фильмов продюсера Тодоровского стоит выделить картины "Кандагар", "Географ глобус пропил", "Охота на пиранью", "Девять дней до весны", "Поддубный", "Жизнь взаймы", "Частица Вселенной" и другие громкие проекты. Сериалы, спродюсированные Тодоровским, уже вошли в "золотой фонд" современного многосерийного кино России. "Каменскую" и "Бригаду" зрители с интересом пересматривают. "Бригада" на момент выхода на экраны была самым дорогим проектом в истории российского кинематографа. Одна серия обходилась создателям без малого в 200 тысяч долларов. Для съемок использовали около 900 костюмов и 100 машин, большинство из которых были разбиты. "Мастер и Маргарита" и "Идиот" Владимира Бортко открыли цикл телеэкранизаций нашей классики.
В 2016 году Валерий Тодоровский выступил в качестве продюсера сериала "Оптимисты" – драматической истории про советских дипломатов 60-х годов. В 2018 году фильм получил премию "Золотой орел" в номинации "Лучший телевизионный сериал". В 2021 году в эфир телеканала "Россия 1" вышла вторая часть нашумевшего сериала – "Оптимисты. Новый сезон". Действие в нем развернется во время Карибского кризиса. Советский разведчик (Сергей Безруков) и американка-фотограф (Елизавета Боярская) оказываются в эпицентре событий.
В эфире телеканала "Россия 1" прошел и многосерийный фильм "Бомба" продюсера Валерия Тодоровского и режиссера Игоря Копылова. В центре сюжета – рассказ о подвиге советских ученых, в кратчайшие сроки сделавших Советский Союз ядерной державой. "Я испытываю огромную гордость от того, что мне повезло прикоснуться к этой теме, общаться с этими людьми, потому что они достойны восхищения. Благодаря этим людям мы живем. Они совершенно не заносчивые, очень скромные, умные, образованные и с огромным человеческим достоинством, которое, конечно, нужно возрождать. Огромнейшее удовольствие общаться с ними, а уж рассказать о них в фильме – ни секунду не лукавлю – это просто большое счастье!" – отмечал режиссер Игорь Копылов.
Сериал "Обитель" режиссера Александра Велединского, спродюсированный Валерием Тодоровским, занял первое место в конкурсе телевизионных фильмов "ТВ-ШОК" фестиваля "Киношок", победитель которого выбирался по результатам зрительского голосования. Кроме того, проект был заявлен на премию Venice TV Award. Он вошел в список 10 номинантов в категории "Лучший сериал" наряду с проектами HBO (Великобритания), Paramount+ (США), Sky (Италия), Canal+ Creation Originale (Франция) и другими. Действие сериала разворачивается в 1920-х годах в Соловецком лагере особого назначения: 27-летний недоучившийся московский студент Артем Горяинов попадает в лагерь, в котором чекист Федор Эйхманис ставит масштабный эксперимент по "перековке человека". Главные роли в многосерийной ленте, снятой по бестселлеру писателя Захара Прилепина, сыграли Евгений Ткачук, Александра Ребенок, Сергей Безруков, Виктор Добронравов и Виктор Раков.
Творческое кредо
Он не делит кино на большое и малое. Его картины принципиально разножанровые: такое у него кредо – все время делать что-то новое и, двигаясь вперед, развиваться. И вне зависимости от того, в какой роли он создает картину, он всегда делает это с любовью. "Я хочу сделать что-то по-настоящему стоящее, по-настоящему ценное, то, что зрители захотят посмотреть и через пять лет, и через десять", – говорит юбиляр.
3 октября на стримингах more.tv и wink состоялась премьера многосерийного фильма "Надвое", после он будет показан на телеканале "Россия 1". Это история Кости и Сани, коллег и лучших друзей, приезжающих в Санкт-Петербург по работе. В городе на Неве мужчины знакомятся с девушками, которые меняют в их жизнях все. Главные мужские роли исполнили Данила Козловский и Александр Петров, впервые работавшие вместе. Их спутниц сыграли Ирина Старшенбаум и Елизавета Базыкина.