В Центральном Доме кинематографистов состоялся показ фильма режиссера Владимира Асмирко "Новое небо, новая земля", посвященного поискам старообрядцами Беловодья.
Фильм начинается с событий 1898 года, когда в казачьей станице Кирсановской недалеко от города Уральска (в настоящее время находится на территории западного Казахстана) произошел съезд староверов, по итогам которого постановили отправить трех человек "в Камбайское королевство, на Опоньские острова, в неведомое Беловодье".
Причина желания покинуть родные места понятна не только с религиозной, но и человеческой точки зрения: в 1879 году в Уральске начался пожар – за 5 часов выгорело две три города, и пепелище надолго превратится в ад. А из ада, как известно, только два пути – погибнуть там или попробовать достичь света, мест обетованных.
Да и повод был: казакам рассказали, что за Китаем, в Опоньском царстве, что на 70-ти островах находится этот последний приют "древлего благочестия". По слухам, пройдя от Соловецкого монастыря на кораблях через Ледовое море, русские люди переселялись туда еще во времена патриарха Никона.
Вот и снарядили старшины разведотряд в путешествие, которое продолжалось полгода. Сначала поездом до Одессы: через Уральск только-только проложили железную дорогу. Оттуда, пройдя почти половину земного шара водным путем, они добрались до японского города Нагасаки.
Но Беловодье или Белый остров искали не только казаки-старообрядцы в XIX веке в Японии (это и есть Опоньские острова). История о таинственном месте, где обитают мудрецы – одна из самых древних в мире. Согласно древним восточным легендам в момент зарождения человечества на Землю прибыли духи из других миров и основали здесь собственную обитель.
Нельзя не учитывать, что в Откровении Иоанна Богослова есть подробнейшее описание идеального места: "И Он показал мне великий город. Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу. Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями... А двенадцать ворот – двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города — чистое золото, как прозрачное стекло…. Ворота его не будут запираться днем, а ночи там не будет… И не войдет в него ничто нечистое, и никто, преданный мерзости и лжи" (Апокалипсис 21:10-27; 22:1-5).
Кто-то называл эту землю Обитель, другие – град Китеж. Христиане считали, что это Небесный Иерусалим, Белый остров, Беловодье или Страна трех волхвов, китайцы верят, что где-то есть обитель жителей "неба" – гора Пэнлай. А индуисты и буддисты уверены в существовании Шамбалы.
В переводе с санскрита Шамбала означает источник счастья – место, где царят покой и безмятежность. Считается, что она расположена на севере мифического материка Джамбудвипа, но окружена цепью высоких гор, а потому недоступна для людей. Известно, что ее граждане добродетельны и разумны, они никогда не испытывали голода и других страданий, не болели.
И, конечно, большинство ее жителей становятся совершенными существами (буддами) еще при жизни. Словом, Шамбала – прообраз земного рая, земли обетованной.
По словам настоятеля буддийского монастыря Ринпоче Багша, доктора философии Еше Лодой Ринпоче, "существуют чистые земли. Говорят, что помимо нашего мира существует бесконечное множество миров. Во всех этих мирах Бхагаван Будда совершает свои деяния и ведет живых существ к состоянию будды через чистые земли Кхечара. Достижение Кхечара практически то же, что достижение состояния будды. Также и с достижением Шамбалы. Мы молимся, чтобы родиться в Шамбале, в Сукхавати, в Тушите и прочих чистых землях, чтобы радостно и без трудностей достичь состояния будды. Достичь чистой земли можно и не оставляя человеческого тела".
Маловероятно, чтобы уральские казаки-старообрядцы слышали о Шамбале, но схожесть описания чистой земли и рая на земле очевидна. Однако на Руси они не первыми отправились искать землю обетованную.
Существует апокрифическое послание периода Крещения Руси, что одна из делегаций, отправленная князем Владимиром в поиске лучшей веры, попала в неведомую страну. Делегацию почему-то возглавлял инок, то есть уже крещеный в православие монах. Известно даже имя его – Сергий.
Спустя много лет Сергий единственный вернулся назад, откуда – он не говорил до самой смерти. Тайну Беловодья инок открыл только на исповеди на смертном одре другому монаху. Тот, в свою очередь, хранил тайну исповеди, однако через несколько веков она стала известна. Стало быть, проговорился – так и узнали о чудесной стране.
В XII веке появились литературные источники, указывающие на бытие пресвитера Иоанна, известного на Руси как царь-поп Иван, – легендарного правителя могущественного христианского государства в Центральной Азии. Личность, эпоха и местонахождение пресвитера Иоанна и его царства в многочисленных рассказах и свидетельствах на разных языках народов, участвовавших в крестовых походах, интерпретируются по-разному. В русскую письменность легенда проникла под именем "Сказание об Индейском царстве".
Главным доказательством существования Иоанна-царя Индии и его владений стало письмо императору Византии Мануилу I Комнину (1118-1180), в котором упоминалось, что царство несторианских христиан существует. Ответил ли Иоаннау Мануил неизвестно, зато в 1177 году ответное послание царю отправил с эмиссаром Филипом папа Александр III. О дальнейшей судьбе Филипа и переписке патриарха с пресвитером ничего не известно.
Первые сведения о поисках староверами Беловодья относятся к 1825-1826 годам. Во второй половине XIX века хождения туда приобретают массовый характер. Уходили в первую очередь бегуны, которые почему-то особенно тщательно искали Белый остров в Центральной Азии. С поклонниками этой легенды в 1887 году пересекся во время экспедиции на озеро Лобнор в Западном Китае знаменитый путешественник, географ и натуралист Николай Михайлович Пржевальский.
Бегуны (в разных регионах они назывались скрытниками, сопелковцами, подпольниками, голбешниками) появились в правление Екатерины II. Это одно из самых радикальных направлений среди старообрядцев-беспоповцев. Они отрицали не только Православную церковь, но и государство, царя, и все, что с ним связано: паспорта, деньги. И считали, что единственный способ спасения – непрерывное бегство. Неудивительно, что именно в них была неистребима надежда найти богатую, плодородную страну, где можно соблюдать все правильный старообрядческие обряды. Но попасть туда можно, только если избегать маломальских грехов.
К концу XIX века поиски Беловодья сошли на нет, тем более что неисследованных мест на планете оставалось все меньше. Практически напоследок на Урале появится человек, который, представившись архиепископом всея Руси и Сибири Аркадием, расскажет, что прибыл из Беловодья – от местного патриарха, позовет всех в Беловодское согласие.
Именно после этого приглашения и отправилась делегация казаков проверить, правду ли говорит о рае на земле неизвестный архиепископ. Потому-то и оказались они через полгода возле Нагасаки. Но увидев скалистые берега один из них с горечью скажет: "Так и хочется лететь птицей в то место, где находится столько благочестия, взойти на вершину самой высокой горы взглянуть хотя бы одним глазом, а тогда бы – хоть и умереть!"
13 августа 1898 года путешественники вернутся во Владивосток, а еще через два месяца в Уральске завершится их кругосветка. Обогнув земной шар, казаки расскажут дома, что Беловодья они нигде не нашли.
Хотя это не совсем так. Ведь некоторые представители буддизма считают, что Шамбала имеет независимую основу и кроется в человеческой мудрости, не принадлежащей ни Востоку, ни Западу. Она – состояние души, состояние единения человека с Богом. Найти Шамбалу – означает найти не таинственную землю, а достичь просветления.
А христиане постоянно ищут на Земле образ Царствия Небесного. Ищут, забыв, что Христос в Евангелии им указал: "Царствие Божие внутри вас" (Лк. 17:20-21). Возможно, это и есть Беловодье – у каждого свое.
Остался последний вопрос: почему именно земля обетованная называется Беловодье. Ответов может быть много. Но, скорее всего, от того, что слово "белый" в русском языке синонимично свободе, свету и радости. И присуще Царству земли и Царству неба.