Квентин Тарантино – живой классик современного кино

SPPR, Геннадий Авраменко
Для фильмов, напоминающих чем-то хиты Квентина Тарантино, которому 27 марта исполнилось 60 лет, уже давно используют термин "тарантиновщина". Другими словами, Тарантино прочно и всецело стал частью мирового кинематографа, оставил в нем заметный след. И не только в Америке, но и в России, и других странах мира. Так в чем же уникальность стиля Тарантино, в адрес которого многие бросали опрометчивые обвинения в плагиате?

Квентин Тарантино – Киноман с большой буквы. Человек, который, по его собственному признанию, все, что он знает и умеет, узнал из фильмов. Его можно назвать выходцем из числа простых зрителей, которому, благодаря благосклонности судьбы, удалось не просто сделать себе карьеру, но и прославиться на весь мир. Тарантино смакует свои собственные фильмы, каждый момент, каждую сцену. Он и снимает в первую очередь для себя, но, осуществляя, в том числе, свои детские мечты, создает кино для широкой аудитории. И это при том, что его кино по сей день ориентировано на гиков. За годы работы Тарантино выработал свой собственный неповторимый стиль, которому очень многие пытаются подражать.

С чего все началось

С первого прокатного фильма, конечно, которым для Квентина Тарантино оказались "Бешеные псы". По словам самого режиссера, о съемках этой кинокартины он вспоминает как о "самом счастливом времени" в собственной жизни. Все дело в том, что по написанному им же сценарию Тарантино был готов делать фильм буквально на коленке, но волею случая сценарий через десятые руки попал к Харви Кейтелю. Тому история приглянулась – и он "пристроил" фильм на студию, а еще помог заполучить отличный актерский состав. Как рассказал режиссер, в конце двухнедельного подготовительного периода Кейтель пригласил творческую группу на ужин в дом, который актер снимал в Малибу (на тот момент сам Квентин жил с родителями в Глендейле). Именно той ночью, сидя за столом со своими коллегами, он понял, что мечта, которой он жил со времен работы в видеопрокате, начала сбываться.

К слову, первый премьерный показ "Бешеных псов" проходил на фестивале "Санденс", где в один непрекрасный момент вдруг отключилось электричество. На основе увиденных кадров публика решила, что фильм получился невероятно кровавым и реалистичным. Это сейчас кровь считается "фирменным" стилем режиссера, а тогда многие уходили из зала, не дождавшись развязки. Как-то Тарантино рассказал, что кинотеатр тогда покинул даже "мастер ужасов" Уэс Крэйвен, придумавший "Кошмар на улице Вязов".

Кадр из фильма "Бешеные псы"

Нелинейное повествование

Привычная черта фильмов Тарантино – нелинейное повествование. То есть зрителям предлагается следить за историей не в хронологическом порядке. В "Криминальном чтиве", например, все начинается с эпизода в ресторане, а затем совершенно неожиданно режиссер переключается на Винсента и Джулса. Почему так происходит? Чтобы заинтриговать и зацепить зрителя – такого результата удается достичь даже при отсутствии экшена в эпизоде, лишь за счет вкусно прописанных диалогов. Тарантино может на протяжении всего фильма показывать сцены в разнобой, но в финале они все равно сольются в единую сюжетную линию, чтобы подвести зрителей к долгожданной кульминации. Этим приемом, частенько использующимся Квентином Тарантино, вдохновлялись и другие режиссеры. В частности, не популяризируй Тарантино нелинейное повествование, не сделай он его настолько модным, зрители вряд ли получили бы "Вечное сияние чистого разума" или "Помни" в том виде, в котором эти фильмы известны сейчас. Однако прием отнюдь не новый и, возможно, позаимствованный режиссером из вестерна "Однажды в Америке" Серджио Леоне, про который тот частенько рассказывает в интервью.

Кадр из фильма "Криминальное чтиво"

Продолжительные диалоги

Квентин Тарантино любит не только пускать кровь своим героям, но и рассказывать о них в формате диалога. Причем, продолжаться диалог может бесконечно долго. А так как диалоги пишет сам режиссер, скучно не бывает никогда. Первая сцена в "Бешеных псах" – диалог, в рамках которого персонажи успевают обсудить сразу несколько тем – чаевые, песни и многое другое. В "Криминальном чтиве" первая встреча зрителей с Винсентом и Джулсом продолжается больше 7 минут: они говорят про бургеры, Францию, Голландию и даже про массаж ног. Снимается все это не с одного ракурса, конечно, что позволяет добавить к сцене немного действия.

Кадр из фильма "Криминальное чтиво"

Длинные, нестандартные ракурсы

Когда Винсент Вега впервые приходит в дом своего босса по фамилии Уоллес, чтобы забрать его новую жену и отвезти ее на ужин в ресторан, Тарантино не показывает нам лицо девушки. Сначала мы видим ее со спины, затем в кадре крупным планом появляются ее губы. Там же в "Криминальном чтиве" Квентин Тарантино использовал еще один свойственный для себя прием: по мере того, как Винсент и Миа проникались друг к другу симпатией, менялся и план – из общего к крупному. А вспомните еще "вид из багажника"– снизу, под углом к героям: Тарантино и такой ракурс практикует частенько, особенно в эпизодах, где нужно показать превосходство героев над жертвой (и для этого не обязательно рядом должна быть машина).

Кадр из фильма "Омерзительная восьмерка"

Много крови и жестокости

Фильмы Тарантино на протяжении многих лет критикуют за излишнюю жестокость, но она давно стала его визитной карточкой. Режиссер отнюдь не смакует ее, вопреки мнению некоторых, а использует, чтобы лучше раскрыть характеры персонажей. Показывает, на что те способны. Вспомните хотя бы эпизод с отрезанием уха в "Бешеных псах" или момент из "Криминального чтива", когда Джулс читает фрагмент Библии перед тем, как расправиться с кем-либо, кто не соответствует его моральному кодексу. В этом эпизоде Джулс и Винсент практически в упор расстреливают безоружного пацана, но в финале фильма, после этой же цитаты, он отпускает грабителей кафе. В "Бесславных ублюдках" речь идет об отряде, сражающемся против войск Гитлера, широко известном среди немцев. Все дело в том, что у этого отряда было еще одно название – апачи, ведь все, в него входящие, следовали древним индейским традициям снимать с врагов скальпы.

Кадр из фильма "Бесславные ублюдки"

Отсылки к поп-культуре и своему собственному кино

Как настоящий фанат кино, Тарантино в каждом своем фильме цитирует или перефразирует поп-культуру – внимательные зрители, анализируя происходящее на экране, замечают большое количество отсылок к любимым кинокартинам режиссера, любимой музыке или книгам и сериалам. Возьмем для примера "От заката до рассвета" (хоть его и снял Роберт Родригес, со сценарием работал именно Тарантино) – это ни что иное, как пародия на низкобюджетные ужастики 80-х годов. А дилогия "Убить Билла" – это признание в любви к эшен-фильмам о восточных единоборствах. Режиссер частенько цитирует самого себя в своих новых кинокартинах, отсылая к тем, которые уже стали классикой мирового кинематографа. В "Криминальном чтиве" Тарантино планировал возвращение Вика Веги – персонажа Майкла Мэдсена из "Бешеных псов", но из-за конфликта расписания провернуть это не удалось. Тогда режиссер слегка изменил сценарий, превратив Вика Вегу в его родного брата Винсента. А еще полагают, что идею "Убить Билла" Тарантино подсказала Миа Уоллес, еще одна героиня "Криминального чтива". В ресторане, куда Миа отправилась вместе с Винсентом, она рассказывает ему, что снялась в пилотном эпизоде сериала про женский шпионский отряд. Этот самый отряд из "Убить Билла" по описанию полностью совпадает с рассказом Мии – название разве что отличается: "Смертоносные гадюки". Ну и роль киллерши Беатрикс Киддо в итоге сыграла Ума Турман. А своей "Омерзительной восьмеркой" Тарантино "вспомнил" ужастик 1982 года "Нечто". Для создания саундтрека он пригласил композитора Эннио Морриконе, записавшего музыкальное оформление и для "Нечто". Важным условием было, чтобы саундтрек к "Омерзительной восьмерке" имитировал саундтрек "Нечто". Плюс несколько треков были взяты из классики американского кино без изменений.

Кадр из фильма "От заката до рассвета"

Нет однозначных персонажей

Тарантино предпочитает не делать героев своих фильмов положительными или отрицательными. Правильных в классическом смысле персонажей в его историях нет – у каждого можно отыскать скелет в шкафу. Таким образом в рамках повествования режиссер может делать с этими персонажами все, что ему вздумается: без зазрений совести убивать, сталкивать их друг с другом (и пусть победит сильнейший), бросать в тюрьму или наоборот подводить к искуплению. В фильмах Тарантино нет противостояния добра и зла, границы этих сущностей нарочито размыты.

Кадр из фильма "Омерзительная восьмерка"

Разделение на главы

В фильмах Тарантино разделение на главы стало привычной "фишкой". Во-первых, это позволяет подготовить зрителей к изменению настроения повествования, во-вторых – дает возможность упорядочить саму историю, а в-третьих – отсылает к другим известным кинокартинам. Критики посчитали, что, например, фильмы дилогии "Убить Билла" – это оммаж (отсылка или цитирование) классике азиатского кино от Акиры Куросавы.

Кадр из фильма "Убить Билла"

Актеры

Тарантино не стесняется приглашать в свои новые фильмы актеров, с которыми уже когда-то работал. Он рискует, помещая их в новые образы, но делает все для того, чтобы зрители не олицетворяли нового героя с героем предыдущей кинокартины. Харви Кейтель, Тим Рот, Стив Бушеми, Сэмюэл Л. Джексон, Ума Турман и многие другие – их называют любимчиками режиссера, ведь тот снимает их от фильма к фильму. А еще Тарантино снимается сам – чаще всего, в своих лентах он исполняет эпизодические роли, но всегда особенно значимые.

Кадр из фильма "Криминальное чтиво"

Тарантино не ходит проторенной дорожкой, он всегда изобретает что-то свое (даже если цитирует нечто известное и растиражированное). Он не боится нарушать устоявшиеся правила, не страшится оказаться непонятым зрителями, ведь по сути – он такой же зритель, как и вся аудитория его фильмов. Каждый из фильмов Тарантино – удавшийся эксперимент, на основе которого затем студентам преподают кино в специализированных школах.