Если бы героям мультфильмов, как актерам давали звания, то представленные на выставке персонажи были бы "заслуженными" или "народными". Пожалуй, нет ни одного человека в нашей стране, кто бы в детстве не следил за приключениями Чебурашки, Винни-Пуха, или домовенка Кузи. Гости экспозиции отправятся в путешествие по мирам любимых героев и увидят, как менялась отечественная анимация на протяжении ста лет.
"Нам нужно, чтобы ребенку с родителем было о чем поговорить, когда они вместе пришли. Поэтому нужны были узнаваемые сюжеты и узнаваемые герои, а с другой стороны, в авторской анимации мы выбрали самые знаковые", – говорит председатель Совета директоров киностудии "Союзмультфильм" Юлиана Слащева.
Героями первого отечественного мультфильма 110 лет назад были жуки рогачи. Режиссер Владислав Старевич, используя покадровую технику, снял пародию на рыцарские романы – "Прекрасная Люканида, или Война рогачей с усачами".
"Владислав Старевич – дрессировщик жуков, как его называли. Это, конечно, был фурор. В ранних советах анимация поначалу служила в прикладных целях. Это фильмы-плакаты, фильмы-агитки, 1936 год, начало анимации для детей", – рассказывает куратор выставки, старший научный сотрудник Музея кино Ольга Шин.
Советские аниматоры осваивали приемы и технологии диснеевской студии и очень скоро превзошли ее: объемный зачарованный мир сказки "Снежная королева" потряс мультипликаторов всего мира.
Если главным трендом послевоенной советской мультипликации было создание сказочных вселенных, то в 1960-е и 1970-е годы режиссеры стараются помещать своих героев в современные городские пейзажи. Появляются "Трое из Простоквашино", "Варежка", "Ну, погоди!" и многие другие.
"Если вы возьмете фильмы этих лет, то вы увидите, что в них начинает появляться реальная социальная модель общества. Например, "Ну, погоди!": у этого фильма есть признак, который отличает его от просто сказочного кино про зверушек. Все происходит в мире людей, это же обычный город. На образах животных разыгрываются истории людей", – поясняет генеральный директор киностудии "Союзмультфильм" Борис Машковцев.
Иллюстрации к анимационным лентам – сами по себе уже настоящие произведения искусства. Художники часто по несколько раз меняли внешность и характер персонажей. Например, Бременские музыканты сначала напоминали древних скоморохов, а Пятачок был похож на воздушный шар.
"Пятачок, мог быть вот таким толстым. Но пришла актриса, и сказала: "Подождите, мой Пятачок не может быть таким! Он должен быть с этой тоненькой шейкой". И появился тот Пятачок, которого мы прекрасно знаем", – продолжает Борис Машковцев.
На выставке представлены и шедевры современной анимации – от эскизов оскароносной картины "Старик и море" Александра Петрова, который работает в уникальной технике "ожившей живописи" – маслом на стекле, до анимационных блокбастеров. За 110 лет существования анимации изменились методы съемки, герои, сюжеты, но неизменной осталась любовь к этому волшебному виду искусства. Погрузиться в сказку можно будет до 1 октября.