Путин вынес исторический приговор

Это выступление Путина на "Валдае" было, наверное, самым концентрированным и концептуальным со времен Мюнхенской речи в 2007 году. Президент России представил ни много ни мало картину будущей организации жизни человечества, перечислив шесть принципов устойчивого мира. Никто из современных политиков ничего подобного пока не сделал.

Интереснейшим событием стало выступление Владимира Путина на пленарном заседании Международного дискуссионного клуба "Валдай", что прошло в Сочи в пятницу. Выделим одну принципиальную тему: нужна ли коррекция политики ядерного сдерживания со стороны России – вплоть до превентивного ядерного удара по Европе в какой-то момент? Идею продвигает ветеран отечественной политологии Сергей Караганов. Ядерную доктрину Путин менять отказался, но освежить у Запада восприятие наших возможностей готов.

"Напомню, что в российской военной доктрине существуют две причины возможного применения со стороны России ядерного оружия. Первая – применение в отношении нас, то есть это ответно-встречный удар. На практике что это означает? Ракеты стартовали, наша система СПРН обнаружила, зафиксировала, дала знать о том, что целью является территория Российской Федерации. Все это происходит в секунды, чтобы все понимали, и, уже зная информацию о том, что по России наносится удар, мы отвечаем на эту агрессию. Хочу заверить всех, что на сегодняшний день ответ является абсолютно неприемлемым для любого потенциального агрессора, потому что с момента обнаружения старта ракет, откуда бы это ни исходило, из любой точки Мирового океана, с какой бы то ни было территории, в ответ на встречный удар в воздухе появляются сотни наших ракет, шансов на выживание ни у одного противника не останется, причем сразу на нескольких направлениях", – заявил Владимир Путин.

Итак, Путин назвал первое условия нашего ядерного удара – ядерная агрессия против России. Условия всего два, легко запомнить. "Вторая причина применения этого оружия – угроза существованию России, если против нее применяются даже обычные средства вооружения, но под угрозу ставится само существование России как государства. Нужно ли нам это менять? А зачем? Все можно поменять, я просто не вижу необходимости в этом", – отметил глава государства.

Однако Путин считает важным российский ядерный потенциал усиливать и развивать, дабы и ядерное сдерживание воспринималось свежее: "Сейчас мы практически закончили работу над современными видами стратегического оружия, о которых я говорил и которые я анонсировал еще несколько лет назад. Проведено последнее успешное испытание "Буревестника" – это крылатая ракета глобальной дальности с двигательной ядерной установкой. Мы фактически закончили работу над "Сарматом" – сверхтяжелой ракетой. Вопрос в том, что нам нужно административно-бюрократически закончить некоторые процедуры, перейти к их массовому производству и постановке на боевое дежурство. Мы сделаем это в ближайшее время". А Штатам – отвечать где-то и зеркально. Например, снять с себя односторонние обязательства, где они еще есть.

"Буревестник" – межконтинентальная крылатая ракета с ядерным двигателем, то есть на новом физическом принципе. Такого ни у кого нет и пока не просматривается. "Буревестник" имеет практически неограниченную дальность и непредсказуемую траекторию полета. Неуязвим для любых систем ПРО – нынешних или будущих. Такое оружие меняет правила игры. Тем более в комбинации с межконтинентальным "Сарматом". Тоже не перехватить ничем. Способна достичь любой точки планеты – с траекторией через Северный или Южный полюсы. Снаряжение – до 15 боезарядов, включая гиперзвуковые планирующие блоки "Авангард", у которых скорость – в 27 махов.

"Специалисты говорят, что это новое оружие. И нужно убедиться в том, что специальный боезаряд будет работать без сбоев, надо проводить испытания. Я сейчас не готов сказать, нужно нам действительно или не нужно проводить испытания. Но повести себя зеркально в отношениях с Соединенными Штатами, которые подписали, но не ратифицировали, а мы подписали и ратифицировали, можно. Но это вопрос депутатов Государственной Думы. Теоретически можно отозвать эту ратификацию. Если мы это сделаем, этого будет вполне достаточно", – сказал Владимир Путин.

Речь о запрете на ядерные испытания. Мы договором себя связали, а США – нет. Логика симметрии здесь железная. Спикер Госдумы Вячеслав Володин уже вносит в повестку дня внеочередной вопрос: "Выступая на заседании дискуссионного клуба "Валдай", наш президент поднял важный вопрос, который касается безопасности России и ее граждан. Речь идет об отзыве ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Ситуация в мире изменилась. Вашингтон и Брюссель развязали против нашей страны войну. Сегодняшние вызовы требуют новых решений. На ближайшем заседании Совета Госдумы обязательно обсудим вопрос об отзыве ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний".

Вообще, это выступление Путина на "Валдае" было, наверное, самым концентрированным и концептуальным со времен Мюнхенской речи в 2007 году. Президент России представил ни много ни мало картину будущей организации жизни человечества, перечислив шесть принципов устойчивого мира. Никто из современных политиков ничего подобного пока не сделал.

Авторитетные эксперты и политики вновь приехали в залитые солнцем горы Красной Поляны. Как заявили организаторы, состав иностранных участников, наконец, приблизился к справедливым пропорциям, отражающим современный макет мира, в котором так называемый "золотой миллиард" больше не будет навязывать остальным свою волю. Главная тема этого "Валдая" сформулирована так: "Справедливая многополярность: безопасность и развитие для всех". Речь и о борьбе с долларовой монополией, и о продовольственной безопасности, и о прозрачных правилах на энергетическом рынке. Эксперты сходятся в том, что эти процессы не остановить ни коллективному Западу, ни кому-то еще. Мир будет многополярным, и это само по себе справедливо.

После небольшого перерыва в Валдайский клуб подтянулись вновь и представители стран западного бока, которому в своей речи Путин вынес в определенном смысле исторический приговор: "Все время мы слышим: вы должны, вы обязаны, мы вас серьезно предупреждаем". Вы кто такие вообще? Какое вы имеете право кого-то предупреждать? Это просто удивительно. Может, тем, кто так говорит, самим пора избавиться от спеси, перестать вести себя по отношению к мировому сообществу таким образом, отлично понимающему свои задачи, свои интересы и все-таки избавиться от мышления эпохи колониального владычества? Хочется так и сказать: протрите глаза, эта эпоха давно закончилась и никогда больше не вернется".

Речь президента на Валдае была объемной и, как принято говорить, программной. Шесть ясных пунктов справедливого и максимально бесконфликтного будущего. Открытый мир без барьеров. Культурное и цивилизационное многообразие. Только коллективные решения. Упразднение блокового подхода. Доступ к современным благам для всех. И отсутствие диктатуры сильного. Миропорядок, основанный на уважении интересов всех, а не подчинении одних другим, хотя, конечно, это более привычно для Запада, который столетиями грабил свои колонии.

"Западу всегда нужен враг, борьбой с которым можно объяснить необходимость силовых действий и экспансий. Но он нужен и для сохранения внутреннего контроля в определенной системе этого самого гегемона, внутри блоков, внутри НАТО либо других военно-политических блоков. Враг есть, все должны сплотиться вокруг начальника", – сказал российский президент.

Настолько сплотились, что ради начальника поступаются национальными интересами. Власти ФРГ проглотили террористическую атаку на "Северные потоки", которые, по сути, были частью их же собственной энергетической инфраструктуры. "Разрушение этих инфраструктурных объектов, безусловно, является актом международного терроризма. Отвечая на вопрос, кто же виноват, всегда нужно ответить на вопрос, кто заинтересован в этом. Заинтересован, конечно, американский поставщик энергоносителей на европейский рынок. Американцы давно этого хотят, и они этого добились, а чьими руками, это уже не имеет никакого значения", – отметил Путин.

Расследование киевского следа, как писала The Washington Post, велось с подачи ЦРУ. И хотя руки, вполне вероятно, и были украинские, интереснее тут следить за мозгом, благодаря которому в этом году Берлин счастливо вошел в пятерку крупнейших мировых покупателей дорогого американского СПГ. Хотя мог использовать уцелевшую ветку "Северного потока-2" и закупать качественный и недорогой российский газ, всегда бывший главным фактором роста немецкой экономики.

"Это только решение правительства Германии. Вот сегодня решение – завтра вентиль мы поворачиваем, и все – газ пошел. Но они же этого не делают, потому что, как у нас говорят, "вашингтонский обком" не разрешает", – сказал Путин.

Россия продолжает поставлять газ в Европу через "Турецкие потоки", но украинские террористические группы пытаются и этой газопроводной системе нанести непоправимый ущерб. "Пытаются атаковать постоянно с помощью беспилотников, которые готовятся в том числе при непосредственном участии англоговорящих специалистов и советников. Мы это слышим в эфире: там, где готовятся эти беспилотные полупогруженные катера, мы слышим английскую речь. Но поставки продолжаются, в том числе и через территорию Украины. Мы же транзитируем через территорию Украины и платим деньги за этот транзит. Мы слышим, что мы агрессоры, что мы плохие. Но деньги, судя по всему, не пахнут, деньги-то получают за транзит, с удовольствием", – отметил глава государства.

Возникла тема Карабаха, которую в качестве оружия антироссийской пропаганды взяли в оборот на Западе. Хотя происходящее там сегодня стало результатом действий самого армянского руководство, которое с подачи европейцев, пошло на признание Карабаха частью Азербайджана.

- Председатель Евросовета Шарль Мишель сказал, что Россия предала армянский народ.

- Знаете, у нас в народе говорят, что чья бы корова мычала, а твоя бы молчала, – сказал Путин. – В Праге осенью 2022 года под эгидой господина Мишеля, потом президента Франции Макрона собрались лидеры Армении и Азербайджана и подписали заявление, из которого вытекает, что Армения признала Карабах частью Азербайджанской Республики. Более того, руководители Армении прямо назвали территорию Азербайджана в квадратных километрах, в которую, безусловно, входит и Карабах, и подчеркнули, что они признают суверенитет Азербайджана в рамках Азербайджанской ССР, входившей в свое время в состав СССР. А, как известно, в состав Азербайджанской ССР входил и Карабах. То есть, по сути, был решен главный, абсолютно ключевой вопрос, который заключался в статусе Карабаха. Все, что происходило в недавнем прошлом – и перекрытие этого Лачинского коридора, и так далее – было неизбежно после признания суверенитета Азербайджана над Карабахом. Это было только вопросом времени: когда и каким способом Азербайджан будет наводить там конституционный порядок. Поэтому господин Мишель и его коллеги должны были бы тогда подумать, когда уговаривали, видимо. Надо спросить их самих. Должны были бы все вместе подумать о судьбе армян Карабаха.

Причем шанс на урегулирование с учетом интересов всех сторон был, и Москва его предлагала. "Я не раскрою здесь никакой тайны – мы много раз на протяжении последних лет 15 предлагали нашим армянским друзьям пойти на компромиссы. Какие? Вернуть Азербайджану пять районов вокруг Карабаха, два оставить за собой и таким образом сохранить территориальную связь между Арменией и Карабахом. Мы проведем соответствующие решения в рамках Совета безопасности ООН, гарантируем безопасность этого возникающего естественным образом Лачинского коридора между Арменией и Карабахом, гарантируем безопасность армян, проживающих на этой территории. Но нам сказали: нет, мы на это пойти не можем. А что будете делать? Будем сражаться. Ну, ладно. Дело в конечном итоге дошло до вооруженных столкновений в 2020 году. Была в какой-то момент достигнута договоренность о том, что азербайджанские войска остановятся. Я, честно говоря, думал, что вопрос решен. Позвонил в Ереван и вдруг услышал: нет, пусть они уходят из той незначительной доли Карабаха, куда войска Азербайджана зашли. Я говорю: послушайте, а что вы будете делать? Опять та же самая фраза: будем сражаться. Ну, ладно. Вот все и получилось так, как получилось. Если возвратиться нашим европейским так называемым коллегам, они хотя бы сейчас гуманитарную помощь пускай посылают на содержание тех несчастных людей, по-другому и сказать не могу, которые вышли со своих родных насиженных мест из Нагорного Карабаха", – подчеркнул глава государства.

Россия готова оказать гуманитарную помощь людям, и Армения, по словам Путина, несмотря ни на что, остается нашим союзником.

Венгерский журналист Габор Штир, отличившийся в прошлый раз вопросом о том, какая виза потребуется для поездки в Одессу через пару лет, российская или украинская, на этот добавил и про Петра Первого, и про его окно в Европу, и опять про Одессу.

"Я в прошлый раз воздержался, но могу сказать, что Одесса ‒ это, конечно, русский город. Чуть-чуть еврейский, как мы сейчас говорим. Чуть-чуть. Но сейчас не будем на этот счет рассуждать, если вы настроены поговорить на другую тему. Во-первых, окно в Европу. Мир меняется, и лазить все время в "окно" туда-сюда, штаны себе рвать не самое лучшее занятие. И зачем лезть в окно, когда есть двери? Это первое. Второе. Безо всякого сомнения, цивилизационный код России так же, как Европы, основан на христианстве. И это, безусловно, нас объединяет. Но мы не собираемся навязывать себя Европе, если она этого не хочет", – заверил Путин.

Москва искренне шла навстречу Западу после распада СССР, но Запад не увидел и не использовал исторический шанс.

"Те люди, которые начали зачем-то бороться с Россией сегодняшней после 1991 года, не понимаю, зачем они это сделали. Только из-за самоуверенности и из-за глупости, по-другому никак не могу сказать. Я все время задаю себе вопрос: зачем? Ведь мы же руки развели: мы хотим, мы вот здесь. Нет, начали пытаться добивать. Зачем? Так вот те люди, которые начали это делать и довели до сегодняшней стадии такого противостояния горячего, начали на нас санкции накладывать, они добились обратного ожидаемому результата. Они ушли с нашего рынка, видимо, думали, что все рухнет, но нет – все только укрепляется", – подчеркнул Владимир Путин.

В этом развитии, по мысли Путина, залог суверенитета и укрепления России.