К удивительным карьерным взлетам и падениям привели в Киргизии парламентские выборы, что прошли две недели назад. Уже на другой день сторонники проигравших политических партий вышли на улицы. Начались беспорядки.
16 октября президент Сооронбай Жээнбеков ушел в отставку. Его полномочия взял на себя свежеизбранный премьер Садыр Жапаров. Вот уже действительно нереальный политический взлет. 6 октября на волне протестов силой Жапаров освобожден из тюрьмы. 14-го он – премьер-министр. Спустя еще два дня – исполняющий обязанности президента Киргизии. Впрочем, ставить точку в очередной киргизской "цветной" революции рано. Впереди – новые парламентские выборы.
Традиционная киргизская игра ордо. Расчерченное на земле поле символизирует ханскую ставку. В качестве игровых снарядов – бараньи кости. Задача – выбить хана за пределы круга. Так эта древняя игра формирует логику политической борьбы в Киргизии и объясняет основные ее принципы.
А вот главные действующие лица последнего передела власти в Киргизии. Бывший президент Жээнбеков и подхвативший полномочия главы государства Садыр Жапаров. Партия разыграна по-настоящему стремительно. Первый удар – штурм Белого дома, где располагается администрация президента и заседает парламент. Уличные столкновения по итогам парламентских выборов на несколько дней захлестывают столицу и еще несколько крупных городов по всей стране. В революционном угаре протестующие готовы снести всю и без того хрупкую политическую систему.
Под удар, разумеется, попали не политики. Но едва улица немного затихла, на авансцену снова вышли политики. Основные действия переместились в парламент. Впрочем, далеко не с первой попытки. После разгрома Белого дома депутаты обосновались в президентской резиденции. Но и за высоким забором собраться в нужном для принятия решений количестве удалось не с первого раза.
Главный вопрос всех последних заседаний парламента – это кворум. Удастся ли собрать нужное количество депутатов? Но даже сейчас, пока парламентарии продолжают собираться, можно предположить, что даже если кворум и будет, ждут здесь далеко не всех. На 120 народных избранников – порядка 100 посадочных мест.
Сами депутаты говорят о постоянном давлении. И не только психологическом. Звучат и прямые угрозы насилия.
И вот решение о назначении Садыра Жапарова принято. Взлет поистине головокружительный. Во время последних парламентских выборов он скрывался за границей, когда выбирали президента уже сидел в тюрьме по обвинению в захвате заложников во время одного из митингов.
Толпа ликует. Но останавливаться на достигнутом явно не готова. Войдя в раж, они хотят полностью расчистить поле для новых фигур.
Несмотря на призыв уже избранного и утвержденного премьер-министра Садыра Жапарова, наиболее активная часть митингующих двинулась маршем по городу в сторону президентской резиденции с призывом к Сооронбаю Жээнбекову немедленно подать в отставку.
На следующий день объявлено о переговорах премьера Жапарова и пока еще президента Жээнбекова. Центр протестов смещается ближе к резиденции главы государства.
Символично само место действия. В свое время – гостиница "Иссык-Куль". Сегодня – битое стекло, обвалившийся мрамор – такое эхо прошлой киргизской революции. С 2010 года заброшенный отель представляет собой жалкое зрелище.
Под давлением толпы ли, третьих ли сил Жээнбеков уступил. Впрочем, у митингующих тут же появляются транспаранты с требованием отставки спикера парламента. По закону именно он должен временно перенять управление государством.
"Очень сложное время сегодня страна испытывает, нет общественно-политической стабильности. Парламент и я как спикер должны внести свою лепту и сделать все, чтобы быстрее заработали законы и правоохранительные органы пришли в себя", – заявил Канат Исаев, спикер парламента Киргизии.
И вот она, кульминация. Впервые Жээнбеков и Жапаров вместе на публике. Перед собранием депутатов – Жапаров исполняющий обязанности главы государства, Жээнбеков – теперь уже официально с приставкой "экс".
Жээнбеков отправился на пятничный намаз. А новой власти предстоит искать выход из кризиса не только политического, но и экономического. В стране начинается отопительный сезон. А одной политикой, пусть и такой горячей, согреться получится едва ли. Нужны большие средства. А истощенная пандемией экономика Киргизии и безо всяких революций уже дышала на ладан.
Каждый готовится к зиме как может. В стране уже трех победивших революций люди привыкли рассчитывать прежде всего на свои силы. На смену воинским частям в центре Бишкека заступил почетный караул. Жизнь, по крайне мере, внешне, быстро возвращается на круги своя. На центральной улице латают последние следы революции. И вот уже по ней едет новый кортеж с мигалками.