На 99-м году жизни скончалась президент Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирина Александровна Антонова. В своих воспоминаниях Ирина Антонова неоднократно говорила, что никогда не думала, что останется работать в музее так долго. Но во многом именно благодаря ей советский зритель смог увидеть шедевры Лувра, Прадо, музея "Метрополитен".
Изящная, с гордо поднятой головой, в английском костюме с неизменной ниткой жемчуга. Ирина Антонова была символом музея, да и всего отечественного музейного мира. В этом году она была уже слаба, отказывалась от интервью, но приходила на все значительные выставки. Вот она на вернисаже в родном ГМИИ имени Пушкина в июле, здесь показывают рисунки.
Ей всегда было интересно изобразительное искусство, это ее страсть. Но также интересно, как подать эту живопись или графику, какая будет реакция у зрителя. Каждое ее замечание – точное, емкое. Мы снимали Ирину Антонову на выставке прерафаэлитов в 2013-м, когда стало известно, что она оставляет пост директора и становится президентом музея. Она сама выбрала преемницу Марину Лошак. Выставка прерафаэлитов, как и сотни других экспозиций в музее, – это победа Антоновой.
Ирину Александровну знали во всем мире, ее репутация и позволяла устраивать такие экспозиции, привозить в Москву живопись, на которую стоят в очереди галереи и музеи. А чутье музейщика у нее было безошибочное. Она точно знала, что будет иметь успех.
Она была блестяще образована – поступила в знаменитый ИФЛИ, который потом включили в состав МГУ. Ее первое важное дело как искусствоведа – описывать ценности, которые в 1945-м наша страна получила по репарации. Во времена идеологического давления многое запрещалось, но Антонова всегда была борцом и оптимистом. "Мне всегда было интересно, – признавалась она, – не было неинтересных периодов".
В 1961 году она возглавила ГМИИ, началась эпоха Антоновой. На выставки "Москва – Париж", "Москва – Берлин" стояли гигантские очереди, люди приезжали со всего Советского Союза, чтобы впервые увидеть русское искусство в эмиграции. Заслуга Антоновой и явление Джоконды.
Антонова любила и хорошо знала музыку, дружила с Рихтером, сделала традиционными декабрьские музыкальные вечера в музее. В последнее время она читала лекции, любители искусства цитировали в Интернете ее высказывания. Она довольно жестко отзывалась о так называемом актуальном искусстве. Имела право, и, кроме того, прекрасно объясняла, почему это так.
Ее уход – это огромная потеря. Она навсегда останется символом музейного мира и служения искусству.