Распространённый в России химикат способствует ожирению?

Пестициды используются для борьбы с вредителями и болезнями растений, однако могут навредить также и здоровью человека.

Фото Adrian Infernus/Unsplash.

Открыта молекула, помогающая преобразовывать "плохой" белый жир в "хороший" бурый. Она также стимулирует сжигание калорий.
Канадские учёные обнаружили, что один из широко используемых в сельском хозяйстве пестицидов нарушает обмен веществ, провоцируя набор веса.

В глобальной эпидемии ожирения может быть частично виновен один распространённый пестицид, выяснили учёные из Макмастерского университета в Канаде.

Речь идёт о хлорпирифосе, который запрещён к использованию на территории Канады, однако широко используется для борьбы с вредителями в других странах мира, включая Россию.

Исследование, опубликованное в издании Nature Communications, показало, что хлорпирифос замедляет процесс сжигания калорий в бурой жировой ткани мышей. Этот процесс учёные называют "термогенез, индуцированный диетой".

Именно нарушение термогенеза приводит к тому, что организм начинает запасать калории, что и провоцирует ожирение.

Чтобы выяснить это, исследователи изучили воздействие 34 разных пестицидов и гербицидов на клетки бурого жира, а также протестировали влияние хлорпирифоса на организм мышей, получающих диету с высоким содержанием калорий.

"Бурый жир – это метаболическая печь в нашем теле, сжигающая калории. Обычный жир, в отличие от него, используется для запасания калорий. Он генерирует тепло и предотвращает отложение калорий в нашем организме в виде обычного белого жира. Мы знаем, что бурый жир активируется во время холода и когда мы едим", – рассказал ведущий автор работы Грегори Стейнберг (Gregory Steinberg), профессор медицины из Макмастерского университета.

Авторы работы отмечают, что хлорпирифос может замедлять сжигание энергии бурым жиром на 40 калорий ежедневно в пересчёте на человеческое энергопотребление. Звучит, как пустяк, однако этого достаточно, чтобы привести к ожирению у взрослых. Запасание 40 лишних калорий каждый день приводит к набору более чем двух килограммов веса в год.

Результаты этого исследования ещё не подтверждены в экспериментах с участием людей. Это значит, что учёным пока неизвестно, воздействует ли хлопирифос на людей так же, как на мышей. И всё же авторы исследования рекомендуют не забывать тщательно мыть фрукты и овощи перед употреблением. Впрочем, соблюдение этой меры гигиены никогда не будет лишним.

Ранее мы писали о создании действенного экологически чистого пестицида, а также о том, что пестициды меняют поведение целых колоний насекомых-опылителей. Рассказывали мы и о том, что загрязнённый воздух также может быть одной из причин набора лишнего веса.