Творить, оставаясь человеком: кадры из жизни Сергея Соловьева


Global Look Press

Ушел из жизни выдающийся кинорежиссер Сергей Соловьев. Всю свою жизнь он служил искусству, очень рано поняв, что никем иным, кроме как режиссером, он быть не может. В нашем материале – высказывания мэтра из телепередач разных лет.

Не стало кинорежиссера, сценариста, продюсера Сергея Соловьева. Для кого-то его имя ассоциируется в первую очередь с картиной "Станционный смотритель". Для других Соловьев, прежде всего, автор фильмов "Асса" и "Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви". Третьи вспомнят его ленты "Сто дней после детства" и "Анна Каренина". Драма, комедия, "авантюрное" кино – Соловьеву был подвластен любой киножанр, от экранизации русской классики до современных нам "зарисовок с натуры".

Его собственная судьба – еще одно кино, талантливое и парадоксальное, бесконечно увлекательное – особенно в его собственном изложении. В нашем материале – высказывания Сергея Соловьева о себе, о жизни, о браке и о киноискусстве – из интервью и программ с его участием.

"Я прагматический человек. Чем старше я становлюсь, тем более прагматичен. И во всякую мистику верю мало. Но в линиях на руке многое правильно. И одна из самых ясных и прямых линий на моей руке – это линия жизни".

"Я родился от очень странного и даже, я бы сказал, дикого брака, потому что мама моя была дочкой врага народа, а отец – очень крупным по тем временам сначала контрразведчиком, потом разведчиком. От этого мезальянса произошел я".

"Мое раннее детство прошло в Корее, где мой папа сажал на пост Ким Ир Сена. Так что я хорошо знаю Ким Чен Ира, с которым мы почти ровесники и даже вместе играли. И видимо, у него какие-то сведения про меня сохранились, потому что в Корею меня никогда не пускали".

"Переезд в Ленинград – это первое главное событие в моей жизни. Потому что тут стали формироваться события, которые сделали мою линию жизни такой, какая она произошла, и никакой другой".

"Я очень упрямый – до тупости, и у меня авантюрный склад характера".

"Я очень хотел быть подводником, и так бы оно и случилось, если бы не одно фантастическое обстоятельство – в 14 лет я посмотрел фильм "Летят журавли". Я вышел из кинотеатра – меня шатало. Я увидел что-то такое, что перекрыло все мои впечатления. В этот момент я понял, что никем не могу быть, кроме как режиссером".

"Образ жизни – это вещь, которая дает тебе возможность выжить, оставаясь при этом человеком. И самое привлекательное в этом для меня, то, что можно творить, не опускаясь, оставаясь человеком".

"Делаешь вид, что снимаешь на какую-то одну заданную тему, а на самом деле снимаешь на тему собственной душевной жизни. Вот вам и тема личности, – она всегда актуальна. А сюжеты можно придумывать какие угодно".

"Существует расхожая фраза, очень правильная, что писатель в России должен жить очень долго. Могу сказать на основании собственного опыта, что кинорежиссеру в России нужно жить еще дольше, чем писателю, для того, чтобы вообще попытаться что-нибудь понять".

"Наша с Таней (Друбич – прим. ред.) история началась с довольно приличной разницы в возрасте. Есть в кино какое-то странное чувство, которое иногда возникает между людьми, создающими картину, и которое очень надолго остается в их сознании и в их судьбах. Когда-то давно я понял, что Таня имеет ко мне огромное отношение. Я тогда еще и не подозревал, что ощущение это продлится практически целую жизнь".

"Брак имеет смысл тогда, когда он разновозрастной. И чем больше разница в возрасте, тем дело лучше. Я где-то вычитал, что брак – это ведение общего хозяйства. Вот мы с Таней и ведем много лет общее хозяйство, и называется оно – жизнь!"

"Когда я начал работу над "Ассой", меня вообще-то интересовало индийское кино, с его песнями, плясками, непременными красавицами-девушками и их соблазнителями. Однажды меня позвали смотреть на кого-то "корейца-кочегара". Мы пришли, увидели огромную толпу народа. И тут вдруг крик: "Цою здесь играть не разрешили! Он на Васильевском будет!" Вся толпа двинулась туда, и я вместе с ней – смотреть на "корейца"!".

"Пока не возникнет маниакальное отношение к тому, что ты собираешься сделать, пока не возникнет маниакальное знание того, как ты это хочешь сделать, ничего не получится. Так что если со стороны посмотреть, я один из самых больших маразматиков…"

Фильмы и программы с участием Сергея Соловьева доступны на медиаплатформе "Смотрим".