Почерк – неповторимый, узнаваемый. Сергей Соловьев жил и снимал ради того, что считал высшей ценностью. И в этом видел и предназначение, и настоящее, истинное счастье.
"Я абсолютно счастливый человек, потому что я всю жизнь снимал в России картины про Россию", – признавался мэтр.
Бесконечная внутренняя свобода – и "сон Бананана – номер один", и вся "Асса", взревевшая бурей в неопределенности. Откровением – для огромной потрясенной страны.
Он не собирался снимать фильм эпохи. Так вышло. Он сам вымарал почти всю сценарную заявку – тогда неслыханная дерзость. Он почти заставил своего старшего товарища и однокурсника, режиссера Станислава Говорухина, сняться в "Ассе". Хотя тот в Ялте снимал свое кино. Он дал главную роль молодому художнику Африке, который никогда нигде не снимался, и перевез в Крым все содержимое его ленинградской комнаты.
В 17 лет Соловьев уже во ВГИКе. Диплом с отличием. Блестящие сценарии.
"Он был замечательный человек, помимо того, что замечательный режиссер, товарищ, коллега… Еще мог бы снимать и учить", – вспоминает о Соловьеве кинорежиссер Николай Досталь.
"Я сегодня потерял своего кинематографического папу. Он уникальный режиссер, занимал отдельную нишу", – говорит актер Борис Токарев.
От русской классики – "Станционный смотритель" 1972 год – к фильмам про время созревание личности. В них уже – юная Татьяна Друбич. "Спасатель", "Наследница по прямой"…
"Был молодой до последних дней, пока болезни не начали его доставать. Парень, пацан. Мы были соседями, часто встречались", – вспоминает артист Сергей Шакуров.
"Выдающийся режиссер. Очень многому научил нас и очень много дал своим студентам. Был всегда искренний, смешливый, бесконечно талантливый и преданный профессии", – добавляет от себя режиссер Алексей Герман.
Но первой его высотой стало другое кино. 1975-й год. "Сто дней после детства".
"Начиная с этой картины, перестал доказывать всем, что я не верблюд, и про меня стали говорить: а это тот, который снял "Сто дней после детства", – вспоминал режиссер.
В фильме "Чужая Белая и Рябой" Соловьев чередует черно-белое и цветное изображения. И здесь снова – "трудный возраст".
"Самые главные годы, самые важные в человеческой жизни – от 12 до 20. Почему? Потому что в этот момент полностью формируется душевный мир человека", – объяснял Сергей Соловьев.
А были еще "Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви", "Дом под звездным небом", "Нежный возраст", "2-АССА-2"… Сравнительно недавно – "КЕ-ДЫ". Каждый – о разном поколении. И все эти годы Соловьев преподавал во ВГИКе, которому как-то признался в любви.
"Самое главное, что было, есть и будет во ВГИКе – это очень бережное отношение к талантливым людям", – повторял режиссер.
То, что пытался передать. Очень скромно, со своей, чуть ироничной и очень доброй, соловьевской улыбкой.
Ольга Мещерякова, Илья Филиппов, Юлия Воробьева, Мария Самсонова, "Вести в 20:00"