Тема:

Фильм "Первый Оскар" 10 месяцев назад

Андрей Мерзликин: "Первый Оскар" имеет шанс быть сегодня на острие"

21 апреля в прокат выходит драма "Первый Оскар". Андрей Мерзликин сыграл режиссера Илью Копалина, которому Сталин доверил работу над будущим оскароносным фильмом "Разгром немецких войск под Москвой". В разговоре со "Смотрим" артист рассказал о своем герое и подвиге фронтовых кинооператоров.

В военной драме "Первый Оскар", прокат которой начнется 21 апреля, Андрей Мерзликин сыграл Илью Копалина – советского режиссера-документалиста, лауреата шести Сталинских премий, которому было поручено собрать из фронтовой хроники первый полнометражный военный фильм "Разгром немецких войск под Москвой". В интервью "Смотрим" актер признался, почему любит работать в военных проектах, что нового о войне он открыл для себя со время съемок и какое значение для него лично имеет эта история.

- Когда вам поступило предложение сниматься в "Первом Оскаре", были ли какие-то сомнения – соглашаться или нет?

- Сомнений не было, потому что нас с Сергеем и Натальей Мокрицкими связывает дружба. Это тот случай, когда ты без каких-либо мыслей чувствуешь сердцем. Я смею надеяться, что у нас это обоюдно, что наше общение и предложение работы в этой картине имеют корни теплого дружеского чувства. Поэтому я иду к Мокрицкому, а уже потом узнаю, про что история. Но вот когда я столкнулся с самим сценарием, признаюсь, я, как и многие современники, оказался невежественным. Я не знал про существование еще одного "Оскара" в нашей стране. Всегда считал, что первую американскую награду получил фильм "Война и мир" Сергея Бондарчука. А тут такая история, и было несправедливо не рассказывать о ней. Если есть документальный фильм, который заслужил такое внимание, то, конечно, об этом нужно говорить громче. Что и сделал Сергей Мокрицкий.

Кадр из фильма "Первый Оскар"

- Вы, как и режиссер Сергей Мокрицкий, тоже окончили ВГИК. В свое время именно операторы ВГИКа стремительно и дерзко заявили о себе. Так ли это, на ваш взгляд?

- Преподавателем Сергея Мокрицкого был военный оператор Александр Гальперин, который преподавал им и рассказывал о тех событиях, и именно тогда, видимо, у него и отложилась история фильма "Первый Оскар". И история эта, основанная на трагических событиях обороны Москвы, имеет абсолютно кинематографическую фактуру. Ведь какая задача стояла перед людьми! Задача научиться ориентироваться в этом историческом пространстве и попытаться рассказать документально о тех важных исторических моментах, которые происходили непосредственно на острие, на фронтовой линии. Отвечая на ваш вопрос, скажу, что операторы – это отдельный пласт. Это сегодня мы уже знаем финал, а люди, которые работали в то время над фильмом "Разгром немецких войск под Москвой", до конца не знали, чем все закончится. Финал ткался практически вместе со всеми – теми, кто стояли на рубеже с оружием, и теми, у кого в руках были кинокамеры.

- В драме "Первый Оскар" вы играете режиссера-документалиста Илью Копалина, ему было поручено собрать из фронтовой хроники военный фильм. А как вы думаете, что помогло операторам совершить такой подвиг?

- Илья Петрович Копалин, конечно, был уже зрелый и опытный режиссер, педагог, ученик легендарного Дзиги Вертова. Человек, перед которым стояла сложнейшая задача, уже, кстати, обозначенная наверху, и нужно было приступать к работе. А как это сделать? Режиссерам на фронт нельзя. И нужно набрать ребят, которые снимут войну. А как ее снимать? Статистика была ужасная, многие операторы погибали. Но тот материал, который они снимали, поэтому и бесценен, как и человеческая жизнь и то, какой ценой это далось. Для меня эта история о том, как люди, любя свою профессию, отдавали себя без остатка. Они переживали, получился материал или не получился. А ведь это была пленка! Ты получил под расписку столько-то банок пленки, ты отвечаешь, ты должен столько-то пленок обратно сдать. Это, с одной стороны, все про искусство, а с другой стороны – бухгалтерию никто не отменял. Мой персонаж – режиссер будущего оскароносного фильма, скромный и очень деликатный человек – приезжал и говорил: "Ребята, не хватает вот таких кадров. Я сам не знаю, вы почувствуйте". И вот так создавалась эта картина. Это страсть как интересно! Ведь творчество и состоит из таких вот вещей. Здесь и сейчас, ценой собственной жизни.

Кадр из фильма "Первый Оскар"

- Что в этой истории потрясло вас больше всего?

- Что картина "Разгром немецких войск под Москвой" понравилась – ни больше ни меньше – господину Майеру, который создал тот самый Голливуд и киноакадемию, вот эти номинации, в одну из которых и попала картина, став лучшим документальным фильмом 1943 года. Он был инициатором создания всех организационных процессов, в результате которых американские киноакадемики смогли его оценить и дать такую высокую награду. Мы все знаем заставку кинокомпании "Метро-Голдвин-Майер" (Metro-Goldwyn-Mayer), а оказалось, что ее основатель – простой парень корнями из-под Минска. И теперь я понимаю, что именно отозвалось в его сердце.

- Хорошей истории в сценарии достаточно для того, чтобы согласиться на роль?

- Для меня, конечно, важны и тема, и любовь к режиссеру, и персонаж, но обязательное условие – это коллеги. Я всегда спрашиваю, с кем буду работать. Мне очень нравится Тихон Жизневский, к моменту начала съемок я посмотрел три или четыре его работы, он ярко выделяется на актерском небосводе, харизматичный актер, как сейчас принято говорить, яркий и внешне и по темпераменту. И, конечно, было приятно на площадке работать, я тут же сказал ему комплименты. Я просто знаю, как это важно и ценно. Да и самому мне приятно работать, когда такое. Хороший, как сейчас говорят, кастинг. Я не себя имею ввиду!

- Сможет ли, на ваш взгляд, "Первый Оскар" встать в один ряд с важными фильмами про войну?

- Я уверен в Сергее Мокрицком, он крепкий человек с глубоким художественным чувством. И тем не менее волнение перед прокатом никуда не девается. Очень хочется, чтобы наша работа понравилась, особенно сейчас. Я прям поделюсь с вами, впечатление такое, что картина очень актуальная и современная. Ведь с помощью камеры можно обнажить бессовестность, а можно найти такой ракурс, когда мы видим попытку человека остаться человеком. "Первый Оскар" имеет шанс быть сегодня на острие. Будем смотреть про войну 1941-го года, но работа кинооператоров будет понятна всем. Я так думаю.

Татьяна Санина, Василий Кузнецов \\ Smotrim.ru

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях. "Смотрим"Telegram и Яндекс.Дзен, Вести.Ru – Одноклассники, ВКонтакте, Яндекс.Дзен и Telegram.