Антропология 1 год назад

Впервые расшифрован геном целой семьи неандертальцев

Отец-неандерталец с маленькой дочкой. Художник вдохновлялся новыми данными о социальных связях неандертальцев.

Иллюстрация Tom Bjorklund/ Max Planck Institute for Evolutionary Anthropology.

Новые данные помогают взглянуть на вымерший вид человека совершенно по-новому. В конце концов, не так уж и сильно неандертальцы отличались от наших древних предков.

Исследователи из Института эволюционной антропологии Макса Планка уже много лет ведут работу по расшифровке генома неандертальцев. Множество исследований уже пролили свет на происхождение, миграцию, внешний вид и сходство неандертальцев с современным человеком. Однако совсем мало было известно о социальной структуре вымершего вида людей.

Поэтому учёные обратились к богатому древней ДНК региону южной Сибири. Здесь впервые были обнаружены окаменелости денисовского человека, а также сотни артефактов и десятки скелетных остатков неандертальцев.

Неандертальцы и денисовцы жили в этом регионе на протяжении сотен тысяч лет, и исследователям известно, что они взаимодействовали друг с другом. Например, в Сибири ранее были обнаружены скелетные остатки ребёнка, анализ ДНК которого показал, что его отец был денисовцем, а мать — неандертальцем.

В новом исследовании учёные сосредоточились на останках неандертальцев в Чагырской и Окладниковой пещерах. Неандертальцы ненадолго заселили эти места около 54 000 лет назад. Исследователи успешно извлекли ДНК из 17 останков неандертальцев — это самое большое количество когда-либо секвенированных в одном исследовании останков неандертальцев, .

Неандертальцы на Чагырской и Окладниковой охотились на горных козлов, лошадей, бизонов и других животных, которые мигрировали по долинам рек, рядом с которыми расположены пещеры. Сырьё для своих каменных орудий они собирали в десятках километров от стоянок, и тесную связь этих двух групп подтверждает то, что в Чагырской и Окладниковой пещерах были найдены материалы из одной и той же местности.

17 останков принадлежат 13 неандертальцам — 7 мужчинам и 6 женщинам, из которых 8 взрослых и 5 детей и подростков. В их митохондриальной ДНК исследователи обнаружили несколько участков, совпадающих у разных людей. Эти участки называются гетероплазмии и они характерны тем, что проявляются лишь у небольшого количества поколений, то есть только у достаточно близких родственников.

Среди изучаемых образцов были останки отца-неандертальца и его дочери-подростка. Исследователи также нашли пару родственников второй степени родства: мальчика и взрослую женщину, возможно, двоюродную сестру, тётю или бабушку. Анализ также показал, что неандертальцы из Чагырской пещеры жили и умерли примерно в одно и то же время.

Это открытие взволновало авторов исследования: полученные данные говорят о том, что эти неандертальцы были членами единой социальной группы. Таким образом авторы работы могут смело заявить, что впервые применили генетические методы для изучения социальной организации сообщества неандертальцев.

Ещё одним поразительным открытием стало чрезвычайно низкое генетическое разнообразие в этом сообществе неандертальцев. Численность их "семейства" составляла от 10 до 20 особей. Это намного ниже, чем у любого древнего или современного человеческого сообщества, и больше похоже на размеры группы у видов, находящихся на грани исчезновения.

Однако неандертальцы не жили полностью изолированными сообществами. Сравнивая генетическое разнообразие Y-хромосомы, которая передаётся от отца к сыну, с разнообразием митохондриальной ДНК, которая наследуется от матери, исследователи выяснили, кто чаще "переезжал" из одной семьи в другую — мужчины или женщины.

Так учёные обнаружили, что эти отдельные неандертальские сообщества были в основном связаны женской миграцией. Несмотря на близость к Денисовой пещере, в этих миграциях, по-видимому, не участвовали денисовцы — исследователи не нашли доказательств потока денисовских генов у чагырских неандертальцев.

Новая работа немецких учёных была опубликована в научном журнале Nature.

Больше занимательных новостей из мира науки вы найдёте в разделе "Наука" на медиаплатформе "Смотрим".