Тема:

Тест-драйв 4 месяца назад

Сделано на совесть: "Захар Иваныч" с "Катюшей" на "Дороге жизни"

Думаете,бесключевой доступ – примета нынешнего времени? На первых ЗиСах не было ключей зажигания – только тумблер и кнопка стартера. Понятия "автоугон" еще не существовало, производители полагались исключительно на совесть советского человека. Были же времена…

В преддверии великого праздника Победы бы хотелось рассказать не о боевой технике, а о простом гражданском грузовике, который, когда понадобилось, встал в строй и внес немалый вклад в нашу победу.

Конечно, перед нами ЗиС-5 или как его еще любовно называли "Захар Иваныч". Перед конструкторами была поставлена задача создать неприхотливый и проходимый грузовик, настоящего трудягу для работы в сельском хозяйстве и промышленности. И в 1933 году автомобиль сошел с конвейера московского завода. Важно и то, что все детали были советского производства, предыдущие модели таким полным импортозамещением похвастать не могли. Кузов с деревянными бортами, кабина тоже из дерева, но снаружи обшита листовым металлом.

Двигатель типа ЗиС-120, ограниченной партии. Позже такие же моторы стали ставить на более современные грузовики ЗиС-150.

Это рядный, 6-цилиндровый нижнеклапанник объемом 5 560 кубических сантиметров, мощностью 90 лошадиных сил. В кабине без излишеств. Приборов минимум: спидометр, амперметр и датчик давления масла.

А вот уровень топлива проверяли, как говорится, опытным путем. Открываешь бензобак под сиденьем и с помощью линейки-щупа проверяешь, дотянешь ли до базы. Дотянешь!

Говорят, ЗИС можно разогнать до 70 километров в час, но мы из уважения к возрасту пробовать не будем. Грузоподъемность – 3 тонны.

А еще мотор позволяет ехать со скоростью 5 километров в час, что важно при движении по размытым грунтовкам и глубокому снегу. Да и брод в 60 сантиметров этот грузовик тоже преодолеет.

ЗиС-5 был универсальным транспортом: возил грузы, служил тягачом, на его шасси размещали ракетные установки "Катюша", а еще именно он курсировал по льду Ладожского озера – знаменитой "Дороге жизни". ЗиС пробыл на конвейере до 1958 года, его выпускали в столице и на Урале. Всего было произведено более 600 тысяч таких грузовиков, в том числе на экспорт – в Болгарию, Турцию и даже Испанию.

Еще одна интересная деталь: на первых ЗиСах не было ключей зажигания – только тумблер и кнопка стартера. Понятия "автоугон" еще не существовало, производители полагались исключительно на совесть советского человека. Были же времена…

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях. "Смотрим"Telegram и Яндекс.Дзен, Вести.Ru – Одноклассники, ВКонтакте, Яндекс.Дзен и Telegram.