Учёные: мозг домашних кошек становится всё меньше

Поведение современных домашних котов порой заставляет задуматься, как эти забавные зверьки выживали в дикой природе.

Учёные давно подозревали, что современные домашние кошки сильно отличаются от своих диких предков, и новое исследование лишь подтверждает эти догадки.

Кошки порой ведут себя, мягко говоря, безрассудно. Как же такие дурни умудряются выживать в дикой природе? Учёные из Австрии и Великобритании, кажется, нашли ответ. Они выяснили, что с тех пор как кошки были одомашнены, что произошло около 10 000 лет назад (но это не точно), их мозг значительно уменьшился в размерах.

Исследователи сравнили размер черепа (считается показателем размера мозга) домашних кошек (Felis catus) и диких кошек из Европы и Африки, от которых постепенно эволюционировали домашние кошки.

Команда также изучила гибриды диких и домашних кошек и обнаружила, что размеры их мозга находятся где-то посередине между измерениями первых двух групп — ещё одно указание на то, что именно одомашнивание привело к этим изменениям.

Отметим, что исследователи изучают размеры мозга кошек примерно с 1970-х годов и наблюдают постоянную тенденцию к его уменьшению. К слову, подобная тенденция также характерна для овец, собак и кроликов.

Похоже, учёные наткнулись на некоторую любопытную закономерность.

Исследователи ссылаются на уже существующую идею о том, что естественный отбор при одомашнивании приводит к уменьшению количества клеток нервного гребня у животных. Эти клетки связаны с возбудимостью и страхом. В процессе приручения животные учатся не бояться людей и вообще меньше "переживать" за свою жизнь. Это, в свою очередь, может привести к изменениям реакции на стресс, изменению размера мозга и общей морфологии тела.

Учёные предположили, что сокращение числа клеток нервного гребня должно было привести к укорачиванию морды, а также к меньшему размеру черепа, но данные не подтвердили эту гипотезу.

Хотя выводы этой работы в целом не новы, они обновляют устаревшие данные, полученные в исследованиях, проводившихся десятки лет назад.

Это даёт учёным, работающим над теориями одомашнивания, ряд свежих данных для интерпретации.

Авторы работы отмечают, что сравнения размеров мозга часто основаны на старой, недоступной сегодня литературе, а в некоторых случаях эти сравнения проводились между домашними животными и дикими видами, которые больше не считаются истинными видами-прародителями рассматриваемых домашних животных.

В своей работе учёные также выразили сомнение в том, что кошки являются "полуодомашненными" ("кошка гуляет сама по себе?"), по сравнению, скажем, с собаками.

Эта точка зрения предполагает, что кошки выбрали жизнь с людьми, а не наоборот, и поэтому их нельзя считать полностью одомашненными.

В новом исследовании отмечается, что кошки доказали свою полезность в прошлом, усердно "трудясь", защищая фермы и корабли от вредителей.

Крепкие узы, связывающие котов и людей, возникли не только потому, что кошки искали лёгкий источник пропитания. Исследователи говорят, что домашних кошек по-прежнему выбирают в качестве домашних питомцев из-за их приятного темперамента, что делает их вполне пригодными для одомашнивания.

Учёные также отмечают необходимость собрать больше данных о большем количестве видов, чтобы точнее понять, какое влияние оказало на кошек одомашнивание. Информация, собранная на сегодняшний день, по-прежнему остаётся ограниченной.

Исследователи поясняют, что во всех научных работах домашние кошки в любом случае сравниваются не с их истинной предковой популяцией, а с современной (или недавно жившей) популяцией диких животных.

Этот фактор всегда будет немного "путать карты" учёным. Хотя частично решить эту проблему поможет ДНК древних вымерших предковых популяций.

Работа международной группы учёных была опубликована в издании Royal Society Open Science.

Ранее мы писали о том, что современные кошки не оправдали звание эффективных охотников на крыс, а также о том, что они очень удивляются, когда хозяин перемещается из одной комнаты в другую. Рассказывали мы и о том, что кошки любят сидеть даже в воображаемых коробках.

Больше интересных новостей из мира науки вы найдёте в разделе "Наука" на медиаплатформе "Смотрим".