Красота и иммунитет человека оказались странным образом связаны

Насколько наше восприятие красоты зависит от эволюционных факторов, а насколько — от социальных установок? Учёные всё ещё пытаются найти ответ на этот вопрос.

Возможно, учёные стали на шаг ближе к пониманию того, зачем нам нужны эстетические предпочтения в выборе партнёра.

Какое место в эволюционном отборе занимает красота? Этот вопрос занимает учёных с тех самых пор, как Чарльз Дарвин предположил само существование эволюции.

В разные времена и в разных культурах привлекательность человеческой внешности оценивалась, и всё ещё оценивается, по порой совершенно противоположным критериям.

Однако, несмотря на то, что в определённые эпохи существовали некие общие критерии привлекательной внешности, объективного и универсального стандарта человеческой красоты нет, и скорее всего он никогда не будет выведен. (Что прекрасно, ведь каждый имеет возможность быть в чьих-то глазах идеалом и венцом творения.)

Но почему же мы считаем красивым того или иного человека? И есть ли у красоты некая генетически обусловленная функция, которая влияет в том числе на эволюцию?

Учёные предполагают, что некоторые человеческие черты, которые кажутся привлекательными многим, всё же могут служить признаком неких эволюционных преимуществ, к примеру, крепкого здоровья.

Теоретически эта идея очень интригует, но ей не хватает качественных доказательств. Тут-то авторы нового исследования и отмечают, что их работа является самым тщательным расследованием биологических основ красоты на сегодняшний день.

В этом исследовании приняли участие 492 человека. Они в онлайн-формате оценивали фотографии 159 молодых людей (на которых были видны только лица). Учёные попросили участников оценить привлекательность лиц.

После "фотосессии" все 159 добровольцев из второй группы также прошли серию анализов для оценки состояния их иммунной системы и уровня воспалительных процессов в их теле. Также они ответили на вопросы для субъективной оценки собственного здоровья.

Проанализировав результаты, авторы обнаружили, что иммунитет людей, лица которых большее количество людей посчитало привлекательными, был несколько сильнее, чем у остальных. Особенно это было верно для иммунитета по отношению к бактериям.

Интересно, что не было обнаружено никакой связи между более высоким уровнем воспаления и привлекательностью среди участников. Это может означать, что привлекательность лица лучше отражает общую готовность иммунитета к защите от патогенов, чем признаки острого заболевания.

Иначе говоря, основная функция привлекательности лица может быть связана не столько с тем, чтобы избежать болеющего партнёра, сколько с тем, чтобы не вступить в отношения с человеком, который может повлиять на здоровье вашего с ним/ней будущего потомства — по крайней мере, гипотетически.

Исследование также выявило некоторые любопытные половые различия. Например, мужчины с большей вероятностью считались привлекательными, если их естественные киллеры (клетки врождённого иммунитета, научно выражаясь, тип цитотоксических лимфоцитов) хорошо выполняли свою работу. Эти клетки имеют решающее значение в спасении организма при заражении вирусами.

Женщины же считались более привлекательными, когда в плазме их крови наблюдался более медленный рост бактерий. Это связано с уровнем минералов, глюкозы и антител в их крови.

Таким образом, результаты показывают, что привлекательность лица может быть связана с иммунными факторами, которые могут передаваться генетически. Что, впрочем, не означает, что культурные факторы не влияют на индивидуальное восприятие красоты. Насколько большое значение имеет каждый из этих факторов, всё ещё неясно.

Любопытно, что достижения современной медицины позволяют предположить, что связь между привлекательностью и здоровьем у современных людей может быть более размытой.

Современная медицина позволяет людям даже со слабым иммунитетом поддерживать относительно хорошее здоровье. Другими словами, сегодня совсем не обязательно быть красивым и привлекательным для противоположного пола с точки зрения вопросов здоровья.

Добавим, что одного исследования недостаточно, чтобы определить, почему мы выводим некие стандарты привлекательности человеческого тела и какой эволюционной цели может служить конкретно красота лица. Чтобы воспроизвести эти результаты, потребуются дальнейшие исследования. И учёные в дальнейшем попытаются лучше разобраться, как на самом деле связаны физическая привлекательность и иммунная функция.

До тех пор функция красоты так и останется загадкой. И, возможно, так даже интереснее.

Исследование было опубликовано в научном журнале Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences.

Напомним, ранее мы писали о том, что красота не только в глазах, но также в носу и ушах смотрящего. Рассказывали мы и о том, как учёные выяснили, сколько в привлекательной для мужчин женщине должно быть жира, а ещё о том, что ходить в грязной одежде — лучший способ привлечь внимание противоположного пола.

Также мы сообщали о том, как физическая привлекательность влияет на заработок людей, а также о том, что люди с отталкивающей внешностью зарабатывают намного больше симпатяг.

Больше новостей из мира науки и медицины вы найдёте в разделах "Наука" и "Медицина" на медиаплатформе "Смотрим".