Крупнейшая галактика во Вселенной поразила астрономов размахом своих лепестков

Радиолепестки Алкионея.

Иллюстрация Oei et al./arXiv, 2022.

Учёные могут лишь догадываться о том, как возникают такие космические гиганты.

Астрономы нашли на расстоянии около трёх миллиардов световых лет от Земли совершенно монструозную галактику диаметром пять мегапарсеков.

Такие масштабы совершенно не укладываются в воображении, но добавим, что это аналогично расстоянию в 16,3 миллиона световых лет.

Это крупнейшая из известных на сегодняшний день структур галактического происхождения. Она в 166 раз крупнее нашей галактики (диаметр Млечного Пути составляет "всего лишь" 30 килопарсеков).

Радиогалактика-великанша получила название Алкионей, по имени персонажа древнегреческих мифов — одного из гигантов, сына Геи и Урана.

Гигантские радиогалактики — одна из многочисленных загадок Вселенной.

Они состоят из галактики-хозяйки (скопления звёзд, вращающихся вокруг галактического ядра, содержащего сверхмассивную чёрную дыру), а также исполинских струй и так называемых "лепестков" плазмы, вырывающихся из галактического центра.

Эти струи, также известные как джеты, и лепестки, взаимодействуя с межгалактической средой, действуют как синхротрон (ускоритель частиц), разгоняя электроны. Этот процесс и делает такие галактики источниками мощнейшего радиоизлучения.

Учёные почти уверены, что знают, что производит джеты: активная сверхмассивная чёрная дыра в галактическом центре. Чёрную дыру называют "активной", когда она поглощает (аккрецирует) окружающий её материал.

Считается, что небольшая часть поглощаемого материала выбрасывается из внутренней области аккреционного диска к его полюсам. В итоге она отправляется в космос в виде струй ионизированной плазмы со скоростью, близкой к скорости света.

Эти струи могут преодолевать огромные расстояния, а затем превращаться в гигантские радиоизлучающие "лепестки".

Это вполне обычный для космоса процесс. Даже у Млечного Пути есть радиолепестки.

Чего не могут понять исследователи, так это почему лепестки некоторых галактик вырастают до абсолютно колоссальных размеров, измеряемых в мегапарсеках.

Самые экстремальные примеры таких гигантских радиогалактик — каким и является исполин Алкионей — могут хранить ключ к пониманию того, что движет их ростом. Поэтому учёные изучили этого гиганта очень внимательно.

Авторы нового исследования выяснили, что это довольно обычная эллиптическая галактика, встроенная в нить космической паутины.

Радиогалактика имеет массу примерно в 240 миллиардов раз больше массы Солнца, а масса сверхмассивной чёрной дыры в её центре превышает солнечную массу примерно в 400 миллионов раз.

Оба эти параметра считаются небольшими, если речь идёт о гигантских радиогалактиках. И это может дать некоторые подсказки относительно того, что движет ростом её радиолепестков.

Возможно, Алкионей находится в области космического пространства с меньшей плотностью, что может способствовать его расширению. Также авторы исследования допускают, что некую роль в росте исполинского объекта может играть его взаимодействие с космической паутиной.

Кроме того, учёные считают, что и без того необъятный Алкионей продолжает расти.

Открытие вновь указывает на то, как мало исследователи всё ещё знают об этих колоссах и в частности о том, что движет их невероятным ростом. Но вместе с тем подобные работы прокладывают путь к лучшему пониманию природы не только гигантских радиогалактик, но и межгалактической среды, в которой "раскрываются" их загадочные космические лепестки.

Исследование принято к публикации в издании Astronomy & Astrophysics и в данный момент доступно в формате препринта на портале arXiv.

Ранее мы рассказывали о древнейших столкновениях титанических галактик, а также о галактиках-суперспиралях. А ещё мы писали о том, что в космосе есть стена из сверхскоплений галактик, и учёные даже не знают, где она заканчивается.

Писали мы и о том, что во Вселенной могут скрываться чёрные дыры размером с галактику.

Больше захватывающих новостей из мира науки вы найдёте в разделе "Наука" на медиаплатформе "Смотрим".