Астрономы увидели побег тысяч звезд в галактику Андромеды

На этом изображении показано движение отдельных звёзд галактики Андромеды. Синим выделены движущиеся к нам (наблюдателям с Земли), а красным — удаляющиеся от нас.

Иллюстрация E. Slawik, D. de Martin, M. Zamani/KPNO/NOIRLab/AURA/NSF.

Учёные впервые смогли с такой ясностью определить движение звёзд в галактике.

Астрономы из научно-исследовательского центра NOIRLab обнаружили поразительные доказательства массовой миграции звёзд в галактику Андромеды.

Что интересно, история этой "галактической иммиграции" очень напоминает прошлое Млечного Пути.

Галактики растут и развиваются в течение миллиардов лет. В них появляются новые звёзды, и они сливаются с другими галактиками в результате событий, которые астрономы остроумно назвали "галактической миграцией".

Учёные пытаются определить этапы таких миграций, изучая движение отдельных звёзд по всей галактике и в её обширном гало, состоящем из звёзд и, предположительно, тёмной материи.

Однако такая космическая археология до сих пор была возможна только в нашей родной галактике Млечный Путь.

Чтобы проследить сложные узоры движения звёзд в галактике Андромеды, также известной как Мессье 31 (или M31), научная группа обратилась к данным Спектроскопического прибора тёмной энергии DESI.

Он был создан для создания карт десятков миллионов галактик и квазаров, чтобы измерить влияние тёмной энергии на расширение Вселенной.

Этот мощный аппарат может измерить спектры более 100 000 галактик за одну ночь. Астрономы особо подчёркивают, что DESI имел решающее значение для нового исследования M31.

Измерив движение почти 7 500 звёзд во внутреннем гало галактики Андромеды, команда обнаружила закономерности в положениях и движениях его светил.

Эти закономерности показали, в начале своей жизни некоторые звёзды были частью другой галактики, слившейся с M31 около двух миллиардов лет назад.

И хотя такие закономерности давно предсказаны теорией, они никогда не наблюдались с такой ясностью ни в одной галактике.

Получается, это исследование проливает свет не только на историю наших галактических соседей, но и на историю самого Млечного Пути.

Большинство звёзд в гало Млечного Пути сформировались в другой галактике, а затем мигрировали в нашу в результате галактического слияния, которое произошло 8–10 миллиардов лет назад.

Изучение остатков похожего, но более недавнего слияния галактик в M31 даёт астрономам возможность увидеть аналог одного из главных событий в прошлом Млечного Пути.

Новое исследование было опубликовано в издании The Astrophysical Journal.

Больше новостей из мира науки вы найдёте в разделе "Научпоп" на медиаплатформе "Смотрим".