Первый в мире окаменелый "пупок" динозавра найден на музейном экспонате

Так пситтакозавр — и его "пупок" — мог выглядеть при жизни.

Иллюстрация Jagged Fang Designs.

Та самая окаменелость. Пупочный рубец выделен синим на схеме справа.

Иллюстрация Bell et al./BMC Biology, 2022.

Так пситтакозавр — и его "пупок" — мог выглядеть при жизни.
Та самая окаменелость. Пупочный рубец выделен синим на схеме справа.
Исследователи нашли аналог пупка на хорошо сохранившейся окаменелости возрастом 130 миллионов лет.

Динозавров принято изображать величественными, почти фантастическими существами. Представить, что они действительно существовали в реальном мире, ходили по той же Земле, что и люди, практически невозможно.

Однако учёные обнаружили уникальную окаменелость, которая мгновенно делает динозавров чуть более "живыми".

Оказывается, у древних рептилий был эквивалент пупка. Исследователи недавно изучили первый известный окаменелый образец такой "отметины".

Та самая окаменелость. Пупочный рубец выделен синим на схеме справа.

Напомним, что у людей и других млекопитающих пупок остаётся после того, как у новорождённого отпадает пуповина, соединявшая его в утробе с плацентой матери.

У эмбрионов динозавров не было пуповин, и развивались они внутри яйца, а не в животе самки. Эмбрион крепился непосредственно к желточному мешку своего яйца, а питательные вещества поступали в организм эмбриона через щелевидное отверстие в брюшной полости.

От этой щели и оставался длинный тонкий пупочный рубец, сохранявшийся на коже на протяжении всей жизни динозавра.

Образец, на который обратила внимание международная группа палеонтологов, был обнаружен ещё в 2002 году и с тех пор выставлен в Зенкенбергском музее в Германии.

Окаменевшая кожа принадлежала пситтакозавру, травоядному динозавру длиной около двух метров, жившему на Земле 130 миллионов лет назад. Образец был обнаружен на территории Китая.

И до недавнего времени никто не замечал на нём "пупка".

Исследователи обнаружили рубец на окаменевшей коже, используя относительно новый метод под названием лазерно-индуцированная флуоресцентная визуализация (LSF).

Так учёные определили характерные чешуйки, окружающие длинный пупочный рубец пситтакозавра. Похожие "шрамы" можно увидеть у некоторых современных ящериц и крокодилов.

Учёные отмечают, что первый в мире аналог пупка на коже динозавра удалось обнаружить благодаря отменной сохранности окаменелого образца.

Статья об этом исследовании была опубликована в научном журнале BMC Biology.

Напомним, ранее мы писали о том, что учёным удалось реконструировать клоаку пситтакозавра и выяснить, для чего протоцератопсу было необходимо его костяное "жабо".

Также мы рассказывали о том, зачем знаменитых тираннозавров решили разделить на три вида.

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях. "Смотрим"Telegram и Яндекс.Дзен, Вести.Ru – Одноклассники, ВКонтакте, Яндекс.Дзен и Telegram.