230 миллионов лет: обнаружен старейший динозавр Африки?

Художественная интерпретация внешнего вида представителя вида Mbiresaurus raathi и других обнаруженных животных на заднем плане.
Что вдвойне приятно, скелет животного замечательно сохранился. Также рядом с ним начаты и другие раскопки, которые указывают на то, что впереди у палеонтологов ещё много других ценных находок.

В позднем триасовом периоде начал постепенно раскалываться на материки единый массив земной суши под названием Пангея.

Примерно 230 миллионов лет назад в южной части в то время единственного континента погиб травоядный динозавр. Размером он был с современную крупную собаку.

Палеонтологам повезло, что он погиб на берегу реки, после разлива которой его тело было бережно погребено под слоями осадочных пород. В итоге спустя миллионы лет учёные нашли останки в состоянии, когда некоторые кости всё ещё сочленялись, как при жизни животного.

Первой палеонтологи заметили бедренную кость динозавра, торчавшую из холма в бассейне реки Кабора-Басса на территории нынешнего Зимбабве.

Как только окаменелость извлекли из земли, учёные поняли, что в их руках, должно быть, старейший динозавр Африки.

Впрочем, в 2012 году исследователи находили в Танзании останки динозавра возрастом 243 миллиона лет. Правда, возможно, со временем ту датировку учёные признали неверной.

В недели, последовавшие за первым открытием, палеонтологи выкопали скелет почти полностью. Оказалось, что это новый вид ранних динозавров, которому дали название Mbiresaurus raathi.

Небольшой динозавр, длина которого при жизни составляла порядка 1,8 метра, имеет огромное значение для истории раннего распространения ужасных ящеров. Учёным мало что было известно о самых ранних динозаврах Африки, поэтому новое открытие представляет особенный интерес.

До сих пор самых ранних известных динозавров, также обитавших на Земле примерно 230 миллионов лет назад, исследователи находили только в Аргентине и Бразилии, за исключением нескольких фрагментарных экземпляров из Индии.

К слову о фрагментарных остатках: исследовательская группа также обнаружила в Зимбабве фрагменты костей крупного плотоядного динозавра семейства герреразаврид, первого для Африки.

Кроме того, учёные наткнулись на множество окаменелостей других животных: цинодонтов, среди которых есть ряд млекопитающих, этозавров, бронированных родственников крокодилов, и вымерших рептилий ринхозавров.

Ранее палеонтологи находили похожих существ в той же климатической полосе в Южной Америке и Индии.

В совокупности все эти окаменелости убедительно доказывают, что самые ранние динозавры и родственные им животные жили в умеренном климатическом поясе, граничащем с засушливым.

Динозавры не распространялись за пределы своего умеренно влажного оазиса в течение нескольких миллионов лет. Впоследствии засушливые районы на севере и на юге стали более влажными, что способствовало расселению динозавров в других широтах.

Столь важная и редкая находка даёт долгожданный импульс науке в Зимбабве, и авторы работы надеются, что это поможет привлечь больше средств на исследования на Чёрном континенте. Новое открытие наглядно демонстрирует, что на территории страны находятся уникальные "месторождения" окаменелостей.

Исследование было опубликовано в журнале Nature.