Найден необычный способ избавиться от шрамов

Сильные повреждения кожи оставляют на ней шрамы. До недавнего времени такие ткани не удавалось восстановить полностью.

Фото Unsplash.

После пересадки волосяных фолликулов в рубцах восстановились функции здоровой кожи.

Иллюстрация Imperial College London

Пересадка волос помогла превратить шрамы в здоровую кожу. Учёные выяснили, что волосяные фолликулы, прижившиеся в рубцовой ткани, начинают восстанавливать её и позитивно влиять на все слои кожи.

Исследователи "заживили" шрамы на коже трёх добровольцев с помощью пересадки волос в ткань образовавшегося на коже рубца.

Шрам — это не только косметический дефект. После образования рубцов кожа никогда не восстанавливает свои функции, существовавшие до поражения. И до сих пор все попытки полностью восстановить сложную работу кожи в месте рубца не приносили результатов, пишут авторы новой работы.

В рубцовой ткани кожи отсутствуют волосы, потовые железы, кровеносные сосуды и нервы, которые жизненно важны для регулирования температуры тела, ощущения боли и прикосновений.

Шрам — это своего рода заплатка, созданная из соединительной ткани. По этой причине рубцевание также может мешать подвижности, потенциально вызывать неудобства. Что уж говорить об эмоциональных расстройствах человека со шрамами.

Ранее исследователи выяснили, что те участки кожи, на которых растут волосы, заживают быстрее и на них остаётся меньше шрамов, чем на коже, лишённой волос. Также они показали, что пересадка волос способствует заживлению ран.

Вдохновлённые этим учёные из Имперского колледжа Лондона выдвинули гипотезу о том, что пересадка растущих волосяных фолликулов в рубцовую ткань может вызвать "перестройки" в затянувшейся ранее.

Чтобы проверить это предположение, британские биоинженеры начали сотрудничество с доктором Франсиско Хименесом, исследователем и хирургом по пересадке волос из Испании.

Они пересадили волосяные фолликулы в зрелые рубцы на коже головы трёх добровольцев в 2017 году. Авторы работы выбрали наиболее распространённый тип рубцов, известных как нормотрофические. Они обычно образуются после операций.

Учёные взяли образцы рубцов и исследовали их под микроскопом непосредственно перед трансплантацией, а затем ещё раз через два, четыре и шесть месяцев после неё.

Оказалось, что фолликулы вызвали глубокие изменения в рубцах, что сделало их более похожими на неповреждённую кожу.

После трансплантации фолликулы продолжали формировать волосы и, по всей видимости, запустили процессы восстановления во всех слоях кожи.

В тканях рубцов появились новые клетки и кровеносные сосуды, коллаген для восстановления здоровых структур кожи. В них даже "включились" 719 генов, характерных для здоровой кожи без рубцов.

В настоящее время исследователи работают над тем, чтобы раскрыть основные механизмы такого "перевоплощения".

Если удастся разобраться в происходящих процессах на уровне молекул, можно будет создать методы избавления от рубцов, которые не потребуют пересадки волос. Всё же далеко не на всех частях тела человека должны расти волосы.

Затем учёным понадобится проверить полученные результаты на неволосистой коже или на таких органах, как сердце и печень: последняя может покрыться рубцами из-за ожирения или цирроза.

Полученные результаты помогут создать эффективные методы лечения рубцов как на коже, так и внутри тела (например, после инфаркта миокарда).

То есть это не только вопрос эстетики. Такая терапия позволит облегчить жизнь пациентов с обширными рубцами, которые нарушают работу органов и могут привести к инвалидности.

Исследование было опубликовано в научном журнале npj Regenerative Medicine.

Ранее мы рассказывали о том, что заживить раны без рубцов позволяет перепрограммирование клеток.

А ещё мы писали о достижениях в области регенерации тканей — с помощью инновационного биореактора учёные смогли вернуть лягушке потерянную ногу.

Больше новостей из мира науки и медицины вы найдёте в разделах "Научпоп" и "Здоровье" на медиаплатформе "Смотрим".