Короткий разбег по взлетной полосе. Группа летного наблюдения поднимается в небо. С воздуха проще всего оценить пожароопасную обстановку. Вместе со специалистами отправляемся в разведку. Прямо сейчас в воздухе находятся два борта. Один улетел на север, а наша зона ответственности – это восток Московской области – Шатура, Коломна, Воскресенск.
Обычно воздушное патрулирование проводят раз в сутки. Сейчас облеты совершают дважды в день. В Москве и Подмосковье объявлен четвертый – оранжевый уровень опасности. В некоторых районах – ввели красный.
Мы пролетаем над Воскресенском. Видимость сильно упала. В воздухе стоит дымовая завеса и сильный запах гари. Это и есть тот самый смог. Тянется он на много километров с Рязанских территорий. И пока пожары не потушат, он так и будет тянуться.
Из-за сильной жары горят леса Рязанской и Владимирской областей. Пятьсот гектаров Окского заповедника охвачены огнем. Из Москвы на помощь местным пожарным отправили подкрепление. Более четырехсот пожарных и спасателей московского гарнизона, десятки единиц спецтехники, бульдозеры, авиация. В тушении природных пожаров задействованы пять вертолетов и четыре самолета.
В Подмосковье тоже периодически возникают небольшие очаги возгорания. В лесном массиве недалеко от города Озеры над верхушками деревьев видна белая завеса. Открытого пламени нет, но, как известно, дыма без огня не бывает. В специальном приложении летчик фиксирует координаты и направляет их пожарным.
Мы делаем фотографию и точно определяем точку, где мы. Возгорание под Озерами потушили в тот же день. Сейчас в восточных районах области пожарная обстановка спокойная.
"Мы контролируем границу, мы смотрим за своей границей. На нашей границе все тихо-спокойно, без пожаров. У нас четыре вида мониторинга. Это – авиационный, видеомониторинг, наземный мониторинг и космический мониторинг", – рассказал летчик-наблюдатель комитета лесного хозяйства Московской области Юрий Гриневич.
Вот белый дым стелется над полем – горит трава. А это – уже тревожный сигнал. Вроде бы небольшое задымление, но столб дыма поднимается из торфяников. Именно они стали причиной большого смога в Москве в 2010 году. Горели Шатура и Егорьевск. Дымом тогда заволокло всю столицу. Башни Кремля были еле различимы с противоположного берега Москвы-реки. Автомобили на дорогах можно было разглядеть только с включенными фарами. Пока москвичи задыхались от смога, действующий тогда мэр Юрий Лужков находился в отпуске далеко от столицы. За что в Кремле получил серьезный выговор.
В этом году дым от лесных пожаров из соседних регионов вновь дотянулся до Москвы. Сначала москвичи почувствовали едкий запах гари, а когда выглянули в окна все стало понятно. Крылатское, Зюзино, Чертаново. Утром 17 августа дым окутал южные и юго-западные районы города, но уже на следующий день накрыл и центр столицы.
Многие всерьез опасаются повторения событий двенадцатилетней давности. Но такого точно не будет. С того времени пересохшие торфяники обводнили, работает сложная система мониторинга.
"Сейчас мы замеряем влажность торфа на комплексе обводнения торфяников. И в связи с долгой жарой и отсутствием дождей влажность торфа потихоньку понижается", -сказал ведущий инженер МОС ОВЭС отдела обводнения торфяников Александр Филиппов.
До критической отметки показателям опуститься не дадут. Торф увлажняют, за температурой поверхности следят с помощью тепловизоров и квадрокоптеров. Подмосковные леса закрыты для посещения. Сотрудники лесхоза проводят рейды. Между тем, шашлычники буквально под каждым кустом. Многие затевают споры с инспекторами лесной охраны.
Жара продлится всю следующую неделю. Температура – двадцать восемь-тридцать градусов. В некоторых районах области – даже выше.
"Температурный фон примерно будет на пять, даже шесть градусов выше нормы. Это означает, что по климату такая погода наблюдается не в Москве обычно, а в Ростове и Краснодаре. Но не в середине августа, а в самый жаркий период", – отметил научный руководитель Гидрометцентра России Роман Вильфанд.
Власти постоянно контролирую состояние воздуха. Передвижные станции экомониторинга берут пробы в разных районах города. И хотя содержание продуктов горения не превышает допустимых значений, вздохнут с облегчением москвичи, похоже, не скоро.